РОССИЙСКАЯ ПРОВИНЦИЯ
Страница журналиста Кирилла Соколова-Карташова
                                                            САПОГИ-СКОРОХОДЫ

                                                                              

   Ковер-самолет стал самолетом и вертолетом, свет-зеркальце с крутящимся яблоком - телевизором, а печка Емели теперь ездит по земле в облике "Жигулей". Только сапоги-скороходы и скатерть-самобранка долгое время оставались для человечества "недосягаемыми". Похоже, что уфимские ученые проблему сапог-скороходов решили...

Проблемой быстрого передвижения человека по земле в этом веке занималось немало зарубежных институтов, но научные изыскания не доходили до создания даже хоть какого-нибудь опытного образца. Все оказалось гораздо проще...
   Осенью 1973 года студенты пятого курса Уфимского государственного авиационно-технического института отправились на обязательную для того времени уборку сельскохозяйственных культур в подшефное хозяйство. В талантливой студенческой группе, замученной переносом выдернутой сахарной свеклы на дальнее расстояние, начали появляться бунтари. Оно и немудрено. Люди, осваивавшие самые последние достижения науки в сфере передвижения, были вынуждены проводить время не за книгой с любимыми цифрами, а за перепахиванием грязи в предгорных полях Башкирии. Шутки шутками, а как студенты последнего курса вернулись с полей в аудитории, так и решили в своей дипломной работе поднять проблему создания средств быстрого передвижения человека по земному пространству. За дело взялась целая группа, а отважных студентов поддержал молодой специалист института Борис Рудой.
   Вот тут-то у кого-то и родилась мысль - нам нужны сапоги-скороходы. А как обыкновенные кирзовые сапоги, которые переносила некоторое время вся мужская половина Советского Союза, приспособить под самоходные? Только с помощью двигателей. Этим студенты-выпускники и занялись. Тем более их идейным вдохновителем был преподаватель кафедры двигателей внутреннего сгорания Рудой.
   Благодаря созданным на кафедре сапогам-скороходам несколько студентов блестяще защитили диплом. Был создан и образец. Нет, в этих сапогах ходить было нельзя. Мало того, студенты прицепили допотопные двигатели к самым что ни на есть простым кирзачам. Вес каждого сапога в подобной аммуниции достигал десяти килограммов. Мало того, опытные экземпляры были рабочими только в теории, над ними предстояла очень серьезная последующая работа.
   Но "первый шаг" был сделан. Как показывали разработки, создание сапогов, которые сами бы несли человека, заставляя совершать его лишь минимум усилий, было вполне осуществимо.
   Опытный образец, сделанный студентами под руководством Рудого, попал на выставку достижений студентов Башкирии. О сапогах-скороходах вскоре прослышали, да так, что перед очами создателей появился корреспондент "Правды". В газете вышла небольшая заметочка в духе "Мы рождены, чтоб сказку сделать былью". После этого уфимским почтовикам не хватало мешков, чтобы доставлять всю идущую в адрес разработчиков новинки корреспонденцию. Сигнал "Правды" не могло оставить без внимания Центральное телевидение. Вскоре Рудого пригласили на съемку передачи "Это вы можете". Многие помнят - была такая, и очень даже интересная. Рудой посоветовался с коллегами и решил, что это подходящий момент для того, чтобы поставить точку в этой истории. То есть объявить на всю страну, что сапоги-скороходы - это всего лишь неработающая игрушка и не стоит уделять ей столько внимания. "Давайте съездим и скажем - да нет у нас ничего подобного". Так и порешили...
   Снимали передачу два часа. В эфир из этого пошло восемнадцать минут, причем кадры были нарезаны так, что у самого сомневающегося гражданина пропали все сомнения - сапоги-скороходы созданы. Посмотрев запись, Рудой был в ужасе, но и время было другое - на телевидение в суд не подашь, и мысли такой ни у кого не возникало. Реакция народонаселения пространств СССР была соответствующей - поток писем в институт увеличился в несколько раз...
   Коллективы заводов и фабрик, колхозов и совхозов приветствовали в официальных бланках с печатями очередной шаг страны к коммунизму... Ну и куда теперь бы делись Рудой сотоварищи? Ничего не оставалось, как продолжить разработки в этой области. Причем не только в свободное от основных забот время, но теперь и уделять этому большее внимание. Постепенно народный порыв, вызванный исключительно инструкциями парткомов, утих, а работы над сапогами-скороходами так и продолжались.
   Прошло почти двадцать лет и последний образец чудо-сапог был завершен. Весит он более одного килограмма. Наверное, стоит объяснить, как же эти самые сапоги позволяют человеку быстрее преодолевать расстояния. Да вообще, как они работают?
   Сейчас основой уже не служит обыкновенный сапог. Теперь это исключительно металлическая конструкция, мало на самом деле напоминающая всем известный предмет обуви. Чтобы устоять на этом приборе, нужен небольшой навык. Надавливая стопой на металлическую подошву, человек сжимает смесь в цилиндре мини-дизеля, установленного под подошвой. Практически нога человека становится своеобразным стартером. Мини-дизель установлен в каждом из двух сапог. Расширяющиеся газы толкают вверх цилиндр и связанную с ним гибким поршнем подошву. Возникает пружинящий толчок вверх. Тренированный на подобном изделии человек может регулировать свое движение: это могут быть либо шаги, превышающие по расстоянию обычные, либо что-то наподобие бега, что позволяет гигантскими прыжками передвигаться по родной земле. При этом скорость может достигнуть 35 километров в час.
    Сегодня профессор Борис Петрович Рудой, заведующий кафедрой двигателей внутреннего сгорания Уфимского авиационно-технического теперь уже университета, не оставляет работы над своим ранним детищем. Чем меньше будут весить сапоги-скороходы, тем ценней они будут. А задача уменьшить вес на какие-нибудь десять граммов уже таит в себе долгие месяцы напряженной работы.
   "Побочная" работа ученых над сапогами уже позволила изобрести совершенно новый тип отбойных молотков, которые весят меньше всех существующих аналогов, но работают гораздо эффективнее их. Принцип работы у такого отбойного молотка точно такой же, как у сапог-скороходов. За счет уменьшения массы сапог с двигателями появляется возможность постоянно совершенствовать и многие другие необходимые в хозяйстве приборы, где требовалась недюжинная человеческая сила.
   Борис Петрович достает из ящика в своем кабинете тот самый первый образец сапога, созданный его студентами. Экземпляр действительно раритетный. Представьте себе обыкновенный кирзовый сапог, под которым укреплено нечто ужасно громоздкое и металлическое, напоминающее скорее не двигатель, а капкан, поймавший ногу незадачливого охотника. Хоть это немудреное изобретение и послужило отсчетной точкой для дальнейших исследований, профессор Рудой наотрез отказался фотографироваться с "сапожком": "Стыдно ведь. Сейчас такое покажешь кому - засмеют".
   А стеснялся Борис Петрович зря. Это сегодня первый экземпляр лежит забытый в ящике его кабинета (но не самим хозяином). Вполне возможно, что через энное количество лет за этим самым сапогом начнут охотиться ведущие аукционы мира. Почему?
   Да потому что последний образец сапогов настолько заинтересовал иностранные державы, что нехитрые маркетинговые исследования позволили выяснить, что только Соединенные Штаты уже сегодня готовы купить где-то два миллиона экземпляров уфимских сапог-скороходов. При этом важно учитывать, что стоит каждый экземпляр весьма недешево, ведь для производства использовались дорогостоящие титановые и алюминиевые сплавы. Возникает вопрос: сапоги весом в килограмм с лишним тяжеловато поднимать ноге, почему же такой спрос, да еще и при отсутствии (пока) реального предложения? Борис Петрович Рудой считает так:
   - А зачем люди с "тарзанки" прыгают? Это необъяснимо. Понравилось им, и все.
   Да. Скорее всего избалованные американцы будут в восторге от того, что их дети похоронят наконец-то своего "тамагочи" и будут преодолевать гектары своего домашнего сада в сапогах-скороходах. Но это, наверное, не главная цель американцев. Ведь всего лишь один экземпляр сапог-скороходов уфимского производства попадет в самую крутую штатовскую научную лабораторию. Там их внимательно изучат и, при непременном финансировании исследований, доведут до полного совершенства. В очередной раз Запад использует наши идеи, которые мы не можем воплотить в жизнь не из-за отсутствия таковых, а из-за невозможности вложить в эту идею деньги. "Мировой" патент на изделие получит совершенно безвестный нам Джон Смит, а не Борис Рудой из Уфы, а американским солдатам после присяги будут выдавать не только оружие, но и "смитовские" сапоги-скороходы весом в двести граммов каждый...


                                                                           на главную


Hosted by uCoz