РОССИЙСКАЯ ПРОВИНЦИЯ |
РУССКИЙ ГОЛЛИВУД |
Русский город Суздаль в
представлении не нуждается - трудно найти в
России более красивое место. местные жители
продолжают прославлять свой город, считая
его "русским Голливудом".
Юрий Белов родился в городке Тутаеве на
Волге. Ему был всего лишь один год, когда
семья переехала в Суздаль. Мать перевели
работать начальником швейного
производства колонии для девочек.
Располагалась колония в Спасо-Ефимьевском
монастыре. Там-то, в 50-е годы, Юрий и узнал
впервые, что такое кино. Изредка, но все же
заключенных радовали показом
патриотических фильмов. Юрий с нетерпением
ждал каждого нового сеанса. Кто знает, может
быть, увлечение суздальского паренька и не
получило бы дальнейшего развития, но
однажды в Суздаль, "на древнерусскую
фактуру", приехала настоящая съемочная
группа. В начале 60-х режиссер Басов решил
снимать здесь свою "Царскую невесту".
Юрий Белов прекрасно помнит эти дни:
- Гудел весь город. Еще бы - такая
невидаль - кино снимают. На время съемок
чуть ли не вся жизнь в городе
останавливалась: дети убегали из школ,
взрослые - с рабочих мест. А затем
пожаловали к нам еще две съемочные группы -
фильмов "Женитьба Бальзаминова" и "Метель".
Приехал и Тарковский для съемок "Андрея
Рублева". Помню, от Тарковского буквально
не отводил глаз. Он еще не был известным. Но
он был РЕЖИССЕРОМ - главным на площадке.
Ловил на лету каждое его слово, движение.
Помню, даже завидовал Николаю Бурляеву,
который был моим ровесником, но уже
снимался в настоящем кино...
Режиссерам первых "суздальских"
фильмов понадобилась для некоторых кадров
массовка, собранная, естественно, из
жителей Суздаля. Так горожане впервые сами
поучаствовали в съемках. Они еще не знали,
что для многих из них собственная
фильмография только начинает составляться.
А пока они с радостью приобщились к
великому искусству и даже получили за это
самые настоящие деньги. Причем даже очень
неплохие. Особенно обрадовалось лишнему
рублю мужское население. Зарплату всю жены
забирали, рубля не утаишь - зарплаты
известны, а тут такой навар...
Так впервые принял участие в
съемках и совсем еще молодой Юра Белов.
Конечно, Юрий стал мечтать о карьере
артиста. Но жизнь, как правило, гораздо
прозаичнее, и после окончания школы Юрий
поступил на факультет иностранных языков
Владимирского педагогического института.
Распределение после учебы к суздальцу было
беспощадно: его отправили преподавать
английский язык аж в Магадан. Пришлось
послужить и в армии, после чего Юрий
вернулся в Суздаль и устроился в родном
городе экскурсоводом. Новая работа
устраивала Белова по всем статьям. Между
проведением экскурсий оставалось
свободное время, которое Юрий мог снова
посвятить изучению суздальского
кинематографа. А таковой здесь просто
процветал. Вернувшись в Суздаль, Юрий
обнаружил, что город стал круглогодичной
съемочной площадкой сразу для нескольких
фильмов.
По долгу службы Юрий всегда знал,
когда и какая съемочная группа должна
приехать в город. Белов сразу на несколько
дней оккупировал местную библиотеку и
внимательнейшим образом изучал биографии и
творчество всех артистов и режиссеров,
занятых в фильме. К приезду группы Юрий
всегда был информационно подкован и ни на
шаг не отходил от киношников. Белов
практически для всех становился гидом в
Суздале. Столичные знаменитости признавали
подобную деятельность аборигена и с
удовольствием с ним беседовали,
рассказывая о творческой жизни и позируя
перед фотообъективом Белова. Естественно,
Юрий еще не раз снялся не только в массовках,
но и в эпизодических ролях. Был случай,
когда ему не просто предложили роль, но и
позволили выбрать понравившуюся. А дело
было так. Однажды Юрий сидел с товарищами в
сторожке монастыря, когда в окошко
постучали и вежливый голос попросил попить
воды. Юрий вышел и узнал в одном из двух
мужчин режиссера Владимира Горикера, о чем
ему и сообщил. Тот был удивлен и сказал
своему спутнику:
- Подумайте только, меня здесь уже
знают. А я приехал выбирать место для съемок
нового фильма. Может быть, вы про меня и еще
чего-нибудь знаете? - попытался пошутить
Горикер.
На это Белов сообщил режиссеру
день, месяц, год и место его рождения, годы
окончания училища имени Щепкина и
режиссерского отделения ГИТИСа, названия
фильмов, снятых режиссером. Горикер был в
шоке:
- А жену вы мою не знаете?
- А как же! Певица Большого театра
Галина Васильевна Олениченко.
Пораженный режиссер сообщил Юрию,
что через месяц он приедет в Суздаль
снимать фильм "Осенние колокола",
протянул Белову экземпляр сценария,
предложил его внимательно прочитать и
выбрать себе любую роль. Юрий, конечно, не
претендовал на одну из главных ролей, но
выбрал себе вполне заметную роль боярина. В
ней и снялся. Съемки проходили как в Москве,
так и в Суздале. Так сбылась мечта Юрия
Белова.
Все бы хорошо, но на людей
увлеченных у нас смотрят немного искоса.
Вот и Юрию стали пенять на работе, что его
"чрезмерное увлечение кино"
отрицательно сказывается на работе
экскурсовода. Юрий решил не разжигать
конфликт и уволился из музея-заповедника
сам. Зато теперь он мог все свое время
посвятить изучению кино. В Суздале к тому
времени было снято огромное количество
фильмов. Белов решил обобщить все свои
заметки, беседы и написал книгу, которую
решил назвать "Русский Голливуд".
Имеется в виду, конечно, Суздаль. К
сожалению, до сих пор книга существует
только в рукописных экземплярах, но
довольно хорошо известна в
кинематографических кругах. Белова
частенько официально цитируют. Кроме того,
Белов стал издавать газету, которая выходит
по времени накопления материала.
Естественно, одна из основных тем издания -
кино.
Многие факты из книги Белова
достойны того, чтобы их упомянуть. Опять же,
все это реальные события, которые Юрий
наблюдал лично или даже сам принимал в них
участие. Особенно Белов подчеркивает то,
что именно съемки в Суздале познакомили
многих ставших впоследствии супругами
известных артистов. Именно тут был дан
толчок отношениям между Натальей
Андрейченко и Максимилианом Шеллом. Тут же,
в Суздале, актриса Валентина Титова
согласилась выйти замуж за режиссера
Басова. Эмиль Лотяну пригласил для съемок в
Суздале молодую актрису Галину Беляеву.
Позже их знакомство закончилось браком.
Специальная глава посвящена американскому
фильму "Петр Великий". Американцы
выстроили для декораций огромный город с
церквями, колокольнями, избами. Все было
добротного качества, из дерева. После
съемок американцы подарили это богатство
киностудии имени Горького. Киностудия
отказалась... Несколько месяцев город гнил
на берегу реки, а затем был растащен по
бревнышку по дачам... А ведь и сегодня чудо-город
мог бы украшать Суздаль. Но хозяев не
нашлось...
Название книги дало и название
проекту "Русский Голливуд", который
Белов мечтает воплотить в жизнь. Главное
для него, чтобы Суздаль был официально
признан столицей российской
кинематографии. И, надо сказать, претензии
Суздаля не такие уж необоснованные. С 1958
года в городе в общей сложности снято более
шестидесяти фильмов. И самое активное
участие в съемках принимали жители Суздаля.
О массовках уж больше и говорить не будем.
Понятно, что их основу составляли местные
жители. Практически все горожане хотя бы
один раз, но в кадр попадали. Житель Суздаля
Геннадий Михайлович Егорычев снялся в
главной роли в фильме "История Аси
Клячиной, которая любила, да не вышла замуж".
Егорычев до сих пор живет в Суздале.
Суздальская школьница Светлана Кузнецова
сыграла главную роль в фильме "Волчья
стая". Причем актерство стало для
Светланы профессией. Сегодня она артистка
Театра Маяковского. И подобных примеров вам
в Суздале приведут немало.
Юрий Белов любит рассказывать,
как обучал в Суздале английскому языку
актера Евгения Моргунова для съемок в
советско-американском фильме "Сокровища
моего дедушки". Впрочем, во время съемок
этого фильма с Моргуновом случилась
неприятность - у него угнали здесь машину.
Снял Белов фильм и сам. Правда,
документальный - "Похождения Чичикова в
Суздале". Этот фильм - о съемках в Суздале
"Мертвых душ".
Сейчас у Юрия две основных задачи.
Первая - издать наконец-то свою книгу.
Вторая - создать музей Суздальской
кинематографии. И должно получиться - "Русский
Голливуд" все-таки...