РОССИЙСКАЯ ПРОВИНЦИЯ
Страница журналиста Кирилла Соколова-Карташова
                                                                  СЕМЕЙНАЯ МАТРЕШКА

                                                                                                        

Елена Матвеева создала свое дело сама. благодаря ей появилась на свет воронежская матрешка.
Матрешка уже много лет является символом России и одним из самых популярных сувениров, активно скупаемых за-граничными туристами. Правда, иностранец делает ошибку, покупая русскую матрешку за огромные деньги на Арбате. Как правило, это ужасная по художественному исполнению работа, да к тому же разрисована она не по русским народным мотивам. Это Путин, в котором Ельцин, а в Ельцине Горбачев, в том Брежнев и так далее. Наивные иностранцы принимают это за чистую монету и бывают немало удивлены, когда случайно сталкиваются с миром настоящих русских матрешек...
   Оказывается, этот популярный русский сувенир имеет вовсе не большую историю. Впервые матрешки стали делать в России в конце XIX века. И вовсе не в русских деревнях, как думают некоторые. Тогда многие крупные россий-ские промышленники наряду с промышленными предприятиями могли позволить себе иметь небольшие мастерские, выпускавшие всевозможные игрушки. Вот и знаменитый русский меценат Савва Морозов имел такую мастерскую, сам следил за ее работой, отбирал в свою личную коллекцию все самое лучшее, выходившее из рук умельцев. Уж каким образом к Морозову попала из Японии фигурка мудреца Фукурумы, история умалчивает. Но Фукурума Савву поразил. Игрушка оказалась непростой - она раскручивалась, и изнутри появлялись все новые и новые головы мудреца. Мамонтов задумался... и повелел своим мастерам сделать нечто подобное. Те "сконструировали" "многоуровневую" женщину да и назвали ее Матреной. С годами ее имя приобрело ласкательный оттенок, и Матрена навеки стала Матрешкой. Так было дано начало знаменитой русской игрушке.
   Постепенно о новинке узнавали все новые и новые мастера. Особенно она пришлась по вкусу умельцам из знаменитых своими игрушечными промыслами мест. Мастера "одевали" первых матрешек исключительно в народные костюмы своей местности. Так появилась хохломская матрешка в деревне Семеново, отличавшаяся большим количеством ярких цветов в росписи, а затем и матрешка кировская, щедро инкрустированная соломкой.
   За короткое время матрешки приобрели в России невиданную популярность, она стала действительно национальным промыслом и сувениром. Никакие политические и революционные потрясения не заставили забыть мастеров о матрешке - никаких религиозных или классовых отличий она не имела. В последние годы, к сожалению, появилось множество матрешек, которых и подделками не назовешь, но и общий уровень "матрешечного дела" они не красят. Это и уже упомянутая раскраска заготовок под известных политических деятелей, и обыкновенная штамповка "по каталогу". Каждый делает деньги, как может. И, видимо, немаленькие.
   А вот небольшое воронежское предприятие "Воронежский сувенир" много на матрешках не зарабатывает, зато что ни работа, то шедевр. А как же иначе, ведь единственный человек, разрисовывающий матрешек на этом предприятии, эту роспись сама и придумала, основав, по сути дела, воронежскую матрешку. Зовут эту женщину Елена Матвеева. Второй член коллектива - ее муж Владислав Анатольевич.
   В уже далеком 1968 году 16-летняя Елена решила попробовать поступить на курсы декоративно-прикладного искусства. Курсы организовал известный воронежский художник, ученый, собиратель и знаток местного фольклора Петр Денисович Пономарев. Мест на курсе было немного и конкурс большой, но Елена смогла с честью выдержать экзамен. Видимо, сказались гены - ее родители были художниками. Шестеро счастливчиков полгода учились у Пономарева, и это оказалось достаточным, чтобы все так или иначе связали свою жизнь с искусством.
   Учил Пономарев своих питомцев буквально всему, что связано с декоративно-прикладным искусством, пользуясь при этом исключительно народными, исключительно воронежскими мотивами. Он объехал, собирая материал, не только всю нынешнюю Воронежскую область, но и территорию бывшей Воронежской губернии, которая была еще больше по размерам. Пономарев собрал все виды народных орнаментов, расшифровал их значение. После первых занятий преподаватель предложил своим ученикам избрать более узкое направление занятий. Каждый выбрал то, к чему больше лежало сердце. Кто-то занялся резьбой по дереву, а Елена, конечно же, выбрала роспись по этому материалу. Пономарев настолько заразил Елену своим энтузиазмом, что и она решила заняться исследовательской деятельностью, собрать нужный материал и на основе старинных традиций создать в художественной росписи что-то свое, воронежское. Материал Елена успешно собирала, в творчестве тоже делала заметные успехи, и был необходим лишь какой-то толчок, подсказка - к чему можно приложить силы.
Однажды среди очередной партии заготовок под деревянные куклы, предназначенные для росписи, Елене попалась на глаза бракованная заготовочка - в верхней части был заметный выступ. Видимо, след сучка. Обычно такие заготовки идут сразу в корзину. Но Елена увидела в этом выступе прядку волос, выбивающихся из-под платка... Руки сами собой нарисовали матрешку, и Елена поняла: "Вот оно - мое дело!"
   Свою работу Елена показала Пономареву, и тот был в восторге. Можно сказать, что он дал Матвеевой благословение и дальше работать в этом же направлении.
   С тех пор прошло более тридцати лет... Нет нужды говорить о том, что мастерство Елены за эти годы только повысилось. Из-под ее кисти вышли уже тысячи матрешек. Ее мечта сбылась - она действительно создала нечто новое - воронежскую матрешку. В Воронеже Елену Геннадьевну знают буквально все и называют не иначе, как "мамой воронежской матрешки". Согласитесь, такой громкий эпитет надо заслужить...
   Лет десять назад Владислав и Елена решили поставить "производство" матрешек на официальную основу. Зарегистрировали предприятие под названием "Воронежский сувенир". Владислав занимается всей документацией и вытачивает на токарном станке деревянные заготовки для матрешек.
   На этом рабочие функции мужа заканчиваются, и все зависит только от мастерства Елены Геннадьевны. Матвеева не без удовольствия демонстрирует свои работы. Одно из лучших ее творений - матрешка "Свадьба". Эта работа вошла в число 30 лучших на конкурсе "Моя Россия, мой мир", организованном ООН. Первая матрешка этой композиции - сваха. Ее одеяние представляет собой образец воронежской росписи Матвеевой. Сваха носит яркий павлово-посадский платок. На груди - бисерное манисто. Сваха одета в кумачовую блузку или, как ее исстари называли в воронежских землях, - "кохту". Юбка - традиционно красного для этих мест цвета. Причем чем южнее, тем краснее становится юбка. Впрочем, у этой юбки вовсе другое название - "понева". Красная ткань расписана черной клеткой - олицетворение земельных черноземных участков, коими славен край. В свахе чувствуется дородность, и иначе нельзя - взрослая женщина должна быть такой. В прошлом худые женщины в возрасте даже поддевали под верхнюю одежду пуховые платки, чтобы казаться крупнее. Большой должна быть и обувь - женщина должна крепко стоять на ногах. У кого-то маленький размер? Не страшно. Размер ноги "увеличат" специальные подкладки. В свахе кроется жених. Он в свадебной рубахе с поясом, имеющим защитное, обереговое значение. Наличие красного цвета в одежде жениха - сила солнца. Красные заплатки ставились на старинной одежде во многих местах, как оказалось, точно повторяющих места расположения лимфатических желез... А ведь и о словах таких не знали...
   Открываем жениха - а там невеста. Она в фате, в которой предстоит идти в церковь. В невесте - отец. Скорее всего, отец невесты, благословляющий ее на брак. В отце - мать жениха с хлебом-солью и надписью на полотенце "Совет да любовь". Затем идет дружка - товарищ жениха с гармонью. Ну и последняя матрешка - совсем крошечная подружка невесты. Всего семь матрешек, рассказывающих о семи ключевых фигурах на свадьбе.
   Есть у Елены Матвеевой еще одна интересная композиция. И ее она придумала сама. Матрешка называется "Маша и медведь". Сначала на нас смотрит крупный медведь в косоворотке, затем идут бабушка, дедушка, короб с пирожками, ну, а в коробе, как и в сказке, внучка...
   Надо ли говорить, что эти работы пользуются повышенным спросом. Такую красоту никто бы не отказался иметь у себя дома. Но наибольший фурор у коллекционеров произвели сделанные Матвеевой шахматы. Всего они существуют в трех экземплярах и различаются между собой. Две работы находятся в частных коллекциях во Франции и одна - дома у Матвеевых. Шахматная доска была подобрана супругами произвольно, но фигуры... Ладьи изображает купчиха, вместо коней - богатырь (у него на щите изображение боевого коня), офицеров олицетворяют фигурки бояр. Кого изображают царь с царевной, рассказывать не надо... Ну, а вместо пешек - ровный строй красных девиц в кокошниках.
   Однажды с работами Елены знакомилась французская делегация и один из гостей рассказал, что он коллекционирует шахматные наборы, и поинтересовался, сможет ли Елена сделать шахматы в виде воронежских матрешек. А почему бы и нет? И получилось на загляденье. Француз был в восторге. Демонстрировал в родном Париже воронеж-ские шахматы и выдавливал слюну у коллег-коллекционеров. Один таки не выдержал и пришлось Елене делать "такие же" шахматы. Расписала она их совсем иначе, но второй француз был не против, наоборот - очень рад. Теперь и у него был эксклюзив. И что-то подсказывает, что этот заказ из Франции был не последним.
   Делать второй набор шахмат в другом исполнении Елена стала не случайно. Она принципиально не делает одинаковых вещей, внося в каждую работу что-то новое:
   - Понимаете, там, где начинается штамповка кончается искусство. Я делаю иногда много маленьких матрешек для раздачи в качестве сувениров - вот те могут быть похожи, и то стараешься и им придать индивидуальность. К тому же, несмотря на внешне похожие черты, на Руси никогда не было одинаковой одежды. Одежду шила дома хозяйка и, конечно, хотела отличиться от других, сделать что-то необычное, красивое. Так же шилась одежда для мужа и детей. Вот и были люди нарядные, красивые. Это теперь мы одна большая, серая масса...
И офис, и производственные площади "Воронежского сувенира" расположены в квартире Матвеевых. Обычно Елена Геннадьевна работает на кухне. Покупает краску, кисточки делает сама или доводит "до ума" покупные. Заготовки, как уже говорилось, приносит муж.
   Кроме матрешек, "Воронежский сувенир" Матвеевых "выпускает" и другие фигурки, а также пасхальные яйца, пользующиеся спросом у покупателей. Очень жалеет Елена Геннадьевна, что местный ликеро-водочный завод перестал выпускать "мерзавчики" с водкой по 50 граммов. Большой популярностью пользовалась матрешка в виде медведя, в которую вставлялась бутылочка. На медведе Матвеева писала: "Кто пьян и умен - два угодья в нем".
   Продаются матрешки в местных художественных салонах, что приносит небольшой, но все же доход. Отдельные работы Елена делает на заказ. Есть возможность "экспортировать" матрешек за рубеж и в другие регионы России, но Матвеевы это принципиально не делают:
   - Сувенир тогда хорош, когда он продается там же, где сделан, - на родной его земле, давшей ему жизни. Ну какие могут быть в продаже матрешки, скажем, в Париже. Это уже вовсе не русский, не воронежский сувенир, а парижский...
   Мешает мастерам и ширпотреб. Например, на выставке в США "Это - русская роспись" американцы смотрели на воронежских матрешек и цокали:
   - Очень красиво, но это не матрешки. Матрешки - это Горбачев, Брежнев, Ленин, Сталин...
   Самоуверенных янки пришлось долго убеждать, что сейчас перед ними самая что ни на есть настоящая матрешка...
   Елена Геннадьевна старается передать свое мастерство и другим. Она ведет уроки росписи на курсах повышения квалификации работников культуры Воронежской области. Некоторые ученики делают заметные успехи. Особенно хороши работы Елены Покусаевой из районного центра Калач. Но Матвеевой хотелось бы иметь настоящего ученика, который посвятил бы воронежской росписи свою жизнь, отдал бы этому искусству всю свою душу. Пока таких нет. Но обязательно будут. Ведь у "мамы воронежской матрешки" обязательно должна быть дочка...

Фото Дмитрия ФЕКЛИСОВА


                                                                                              на главную


Hosted by uCoz