РОССИЙСКАЯ ПРОВИНЦИЯ
Страница журналиста Кирилла Соколова-Карташова
                                                         МПС ВРАЧА ТКАЧА

                                                                                     

   Калужский врач Геннадий Ткач построил у себя в квартире самую настоящую железную дорогу. Только маленькую.
Мечтою всех мальчишек Советского Союза была игрушка под названием "железная дорога". Мечту делали наши друзья из Восточной Германии, и стоила она очень даже недешево. Чтобы подарить такую игрушку своему любимому чаду, родители должны были выложить среднюю месячную зарплату. Потому и обладателей "железных дорог" было очень мало, и ее наличие автоматически делало авторитетным любого ребенка - и в школе, и в детском саду. К счастливчику в гости стояли очереди:
   Мечтал о такой игрушке и маленький Гена Ткач. Тем более, что однажды он увидел "железную дорогу" воочию. И затем ему от кого-то (уже и не помнит) перепал круг с рельсами от игры. Это было уже что-то. Первые вагончики он и сам делал, и кое-что опять же перепадало от друзей. Геннадий становился старше, а увлечение не пропадало. Напротив, оно приобретало серьезные формы. Ткач стал врачом, и львиную долю своего заработка он тратил на любимое увлечение. Ширился парк вагонов, Геннадий сам сделал электрооборудование.
   А несколько лет назад Геннадий стал создавать тот самый макет железной дороги, который теперь занимает не меньше трети его комнаты. Ни жена Геннадия, ни тем более пока маленький ребенок против такого ущерба жилой площади не протестуют. Хоть макет и забирает нужное место, но смотрится действительно красиво - как произведение искусства. Все объекты, которые сегодня представлены на макете, Геннадий либо покупал, либо делал своими руками постепенно.
   - Все здания на макете я сделал сам. Какие материалы? Да все, что можно для этого приспособить: бумага, картон, дерево. Вот центр макета - вокзал с платформой. Тут же рядом депо, где стоят локомотивы. Возле вокзала - почтовое отделение и пост руководителя движения. "Севернее" разъезд, который я назвал "Бобровниково".
   Ландшафт на протяженности путей тоже впечатляет. Здесь тебе и реки с озерами, над которыми, естественно, построены мосты. Деревья есть, кустики. В "восточной" части макета довольно приличная рукотворная возвышенность, которую Геннадий огибать путями не стал. Провел дорогу прямо внутри горы, "прорыв" тоннель. В общем, все капризы ландшафта, которые встречаются в действительности, Геннадий по мере возможности отобразил и на своем макете. Столбы вдоль дороги тоже имеются. Их, пожалуй, было сделать легче всего: Ткач смастерил их из обыкновенных спичек. А мосты, кстати, сделаны из счетных палочек. Отдельное местечко выделено для воинской части. Здесь есть даже вертолетик. Возле карьера, как и положено, поезд с кранами. Есть специальный ремонтный состав. Про автомобили Ткач тоже не забыл - для них есть переезд. На специальном постаменте - самая старая модель паровоза, которая нашлась у Геннадия. Это памятник:
   Ну и путь на макете далеко не один. Есть различные разветвления, а в районе вокзала и локомотивного депо их и вовсе множество. Есть несколько запасных тупиковых путей. Раз есть много веток, то должны быть и настоящие стрелки. Возле каждой - пост. Переводить стрелки можно как вручную, так и автоматически - с помощью пульта. На пульте множество кнопок и рычажков. Все, что есть на макете, управляется с помощью электричества. Специальные рычажки - для стрелок, другие запускают локомотивы (на каждый состав отдельный рычаг!), третьи включают освещение вдоль дороги и в зданиях. Надо сказать, что особенно впечатляет макет Ткача в сумерках, когда дневного света нет и включается электрический - "макетный".
   Но хобби Геннадия - не просто игра. Все, что есть на макете, делается не просто так. Ткач ничего не берет из головы. Если хочешь всерьез заниматься моделированием железной дороги, то твой макет должен соответствовать определенным канонам. Оказывается, подобным моделированием занимаются немало и других увлеченных людей из различных уголков страны. У них есть своя организация, время от времени проводятся встречи, где моделисты обмениваются опытом. Существует даже свой журнал, который издается в Ставрополе. В Калуге моделированием занимается один Геннадий. Он честно признался, что найти в родном городе товарища по хобби очень сложно. Поэтому Геннадий переписывается с коллегами из других городов. Благо рядом Москва, а в столице есть не только несколько специализированных клубов, но и магазин по железнодорожному моделированию.
   Понятно, что за успехами коллег моделисты следят очень ревностно, и не дай бог отступить при изготовлении макета от определенных правил. Основное - все должно быть совершенно идентично настоящему. До самых маленьких и незначительных деталей. Кроме того, макеты различаются по величине, и на одном макете все должно быть уменьшено в определенное и одинаковое количество раз. У Геннадия, по его словам, макет "средний" - железнодорожные "прибамбасы" на нем ровно в 120 раз меньше оригиналов. Гораздо крупнее макеты, где все пропорции выдержаны один к восьмидесяти семи или один к шестидесяти. Честно говоря, увидев огромный (на треть комнаты) макет Геннадия, еще более крупные макеты я представил себе с трудом. Это в каком же помещении их нужно держать?
   Геннадий уже не может использовать на макете что-то, не соответствующее размерам. Например, у Ткача есть очень симпатичный немецкий локомотив, но он заметно крупнее остальных, а значит, подходит для больших макетов. Ткачу же локомотив пригодится для обмена, который моделисты часто проводят между собой.
   Свой макет Геннадий называл "чернобыльским". Причина такого мрачного названия проста - на нем не было людей. Но недавно Геннадию прислали специальный набор фигурок для подобных макетов, и теперь вокзал стал оживленным и вовсе не "чернобыльским". Расширение вагонного и локомотивного состава Ткач уже вряд ли будет проводить. Уже и сейчас на макете 30 вагонов и 15 локомотивов. Другое дело - усовершенствовать их, приобрести новые модели. Есть у Геннадия и конкретная идея - то, чем он будет заниматься в ближайшее время. Задумал он провести провода и пустить по ним электричество. Тогда и электрички можно будет запускать, и электровозы будут питаться током не с рельсов, а по-настоящему - от проводов. Можно не сомневаться, что эта идея Геннадия в жизнь воплотится, а потом появится новая...


  Фото Дмитрия ФЕКЛИСОВА


                                                                                              на главную


Hosted by uCoz