РОССИЙСКАЯ ПРОВИНЦИЯ
Страница журналиста Кирилла Соколова-Карташова
                                                              МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА

Никто не бережет так свою культуру, как небольшие народы. Сегодня мы с удивлением узнаем, что компактные поселения малых народов существуют не только на крайнем Севере или в Сибири, но и в европейской части России.

На самом юге Карелии, на берегу чудесного по своей красоте озера Онега есть совсем неприметное на карте село Шелтозеро. Только село это вовсе не простое - это столица Вепсской национальной волости - уникальной геополитической единицы.

От Петрозаводска до Шелтозера около ста километров. Не так много, учитывая карельские расстояния, но добраться сюда простому смертному практически невозможно. Единственный автобус ходит всего один раз в два дня, да еще в ужасно неудобное время. В республиканских газетах не раз поднимался вопрос о том, чтобы увеличить количество рейсов и хоть как-то решить транспортную проблему. Только вот у самих вепсов никакой озабоченности по этому поводу я не обнаружил. Да, признают: добраться до нас нелегко, ну и что... А может быть поэтому и сохранили они свой “суверенитет”, язык и традиции, что не дают вторгаться в созданный мирок всем веяниям земли?..

Вепсская национальная волость до 1993 года была частью Прионежского района Карелии. Но именно восемь лет назад республиканское правительство приняло решение создать национальную волость в местах компактного поселения вепсов. Впрочем, из шести тысяч человек, живущих на этой территории, вепсов - только половина. Остальные - в основном русские, есть карелы и финны.

Шелтозеро, конечно, на столицу не похож. Столица - это нечто огромное, заросшее многоэтажками и заполненное снующими туда - сюда автомобилями. Здесь такого не увидишь. Автобус остановился на самой окраине села, которое разрезает пополам главная и единственная асфальтированная дорога, идущая дальше на Вологодчину. Вокруг - ни души. Единственный встретившийся прохожий по деревенской традиции поздоровался и охотно показал дорогу “в центр”. “Центром” оказалась небольшая площадь перед сельским магазином, рядом с которым коротали время в ожидании открытия местные падшие элементы. У дороги что-то оживленно обсуждали человек пять характерной кавказской внешности, явно не походившие на вепсов. И сюда добрались... За небольшим парком - здание администрации волости. Впрочем, власть занимает лишь несколько комнат в торце дома, который принадлежит местной школе. Народу здесь живет немного, а значит и руководства много и не нужно. Так что село вроде как ничем не примечательное, но за очередным поворотом дороги, на пригорке, открывается взору такая красота...

На возвышенности стоит большой деревянный дом, словно сошедший со страниц народных сказок. Это и есть самая большая гордость вепсов - дом, который хранит всю историю и все тайны этого маленького народа.

Построено это здание местным купцом Мелькиным еще до наполеоновского нашествия и принадлежало одной семье вплоть до революции. Затем здесь располагались различные советские учреждения и неизвестно, какая бы участь ждала памятник истории, если бы не местный краевед с древним и красивым именем - Рюрик. Лет сорок назад Рюрик Лонин начал работать над сбором материалов по истории вепсов и к 80-м годам было собрано более шести тысяч экспонатов. Тогда то и встал вопрос об организации музея. Естественно, что выбор мог пасть только на дом купцов Мелькиных. Лучше и краше здания здесь просто нет. Сначала в доме была открыта выставка, а потом и музей, который работает уже десять лет. Рюрик Лонин из-за возраста уже не может руководить музеем, но смена у него появилась достойная - Наталья Анхимова. Наталья коренная вепска и даже дальний родственник семьи Мелькиных. Постоянно в музее она не находится, но это и не нужно. Как только к дому подъедут туристы, то вездесущие мальчишки тут же бегут звать тетю Наташу.

Первый этаж музея почти полностью занимает имитация избы вепсов до революции. За экспонатами собирателям далеко ходить не пришлось - все собрали в Шелтозере и соседних деревнях . У многих в домах сохранились старинные предметы быта. Это неудивительно, так как вепсы живут на этой земле аж с 16 века. К сожалению, численность народа постоянно сокращается с той же прогрессией, с которой меньше становится вепсов, знающих вепсский язык и вепсскую культуру. Но в Шелтозере вепсский язык преподается и мальчишки и девчонки с удовольствием им занимаются.

До революции практически в каждом поселении вепсов была православная церковь. Впрочем, довольно вольготно у вепсов себя чувствуют и языческие традиции, ведь вепсы - потомки древнего племени “весь”. До сих пор в селе проходит ежегодный национальный праздник, включающий в себя много обрядов. Верят местные жители и в существование хозяина леса - лешего. Здесь ходят рубить лес только во вторник и четверг - лишь в эти дни леший не гневается на лесорубов. А когда на окраину поля у леса выводят пасти скот, то обязательно кладут рядом две горбушки хлеба, соль, яйцо, сушеного ерша, табак, спички, сахар, чай и лоскут красного шелка с мотком красных ниток. Если соблюсти это меню, то леший не позарится на пасущийся скот и не позволит ему заблудиться в чаще.

Перед революцией в вепсских деревнях зачастую можно было встретить только женщин и детей. Все здоровые мужчины отправлялись на заработки в большие города. В основном их путь лежал в Санкт-Петербург. Заработать на месте практически не представлялось возможным, а для сельских работ хватало и женских рук.

Советская власть по непонятным причинам отнеслась к вепсам мягко говоря нехорошо. Было репрессировано несколько сот человек. Может быть, именно поэтому многие представители народа не восприняли в штыки оккупацию волости во время Великой Отечественной войны. Территорию Карелии вплоть до Онеги заняли финские войска. Надо сказать, что к вепсскому населению финны относились как и к карельскому, очень лояльно. Никаких карательных мер к жителям деревень не применялось, да и партизан то в местных лесах практически не было. Мало того, финны всячески стремились быть в глазах вепсов как можно добрее. Один из офицеров финской армии прославился тем, что за годы оккупации провел огромнейшую работу по сбору информации о вепсах и стал до своей смерти в 70-х годах крупнейшим специалистом в этой области. До прихода финнов в волости работала всего одна школа. Оккупанты открыли еще восемь и теперь все местные дети учились грамоте. Изучали и вепсский язык, правда финский был обязательным... Не трудно догадаться, что после освобождения прионежских земель на местное население обрушилась новая волна репрессий. И это тоже сказалось на сегодняшней численности народа, у которого, как и по всей России очень много проблем.

Придание этой маленькой стране статуса национальной волости, конечно дало жителям ряд незначительных льгот. Но они больше не экономические, а направлены на сохранение народа - развитие музея, преподавание языка, выпуск литературы на вепсском языке, издание газеты “Кодима”, резерв за вепсскими выпускниками в Петрозаводском университете...

А вот денег жителям не хватает также, как и по всей России. Волость была и остается дотационной из республиканского бюджета. Единственное предприятие, которое исправно платит налоги неплохие налоги в волостной бюджет - это завод в поселке Кварцитный. Здесь на берегу Онеги еще в 16 веке начали добывать уникальной красоты ярко-малиновый кварцит. В 19 веке местная артель каенотесов была известна всей России. Неплохо работает предприятие и сейчас. В позапрошлом веке малиновый кварцит использовался в возведении стен Инженерного замка и мозаичного пола Казанского собора в Санкт-Петербурге. Особой гордостью является то, что именно из этого камня сооружено надгробие Наполеону в Париже...

Скажете - эка невидаль! Но у всех свои предметы для гордости. У больших народов большие, а у маленьких - маленькие...


                                                                                              на главную


Hosted by uCoz