РОССИЙСКАЯ ПРОВИНЦИЯ
Страница журналиста Кирилла Соколова-Карташова
                                                              ЛУЧ СВЕТА В ТЕМНОМ ДЕЛЕ

В один из дней 1982-го года над Костромой полыхал страшный пожар. Горело не просто здание, горел архив...

Все знают пьесу Островского “Гроза”, все помнят главную героиню произведения - Катерину, названную одним из критиков “лучом света в темном царстве”. Только вот школа для многих наших читателей была давно, а потому будет не лишним вкратце вспомнить содержание пьесы.

Катерина живет в провинциальном городке Калинове в семье своего мужа Тихона. Матери Тихона Островский дал прозвище Кабаниха - по фамилии и за крутой нрав заодно. Кабаниха - хозяин в семье. Нет,скорее деспот. От всех домашних она требует подчинения. Особенно сильно нападает на молодых, считая их распустившимися элементами. Замечания и попреки сыпались из уст Кабанихи одно за другим. Своего сына Тихона она призывает вести себя так, чтобы Катерина боялась его: “Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?” Кабаниха живет “как жили отцы и деды в старину”. Таково же и ее ближайшее окружение. Например, богатейший городской купец Савел Дикой. В этом образе жизни, завещанном “Домостроем” для этих людей главное не содержание, а именно внешняя оболочка, выставляемая напоказ. Прикрываясь “Домостроем” Кабаниха и получает внутреннее моральное право терзать окружающих.

Тихон предстает перед читателем серой, безвольной личностью, неспособной на самостоятельные поступки. Катерина же наоборот - воплощение бунта, так как жить в этой семье ей не нравится. Катерина воспитывалась в тех же жизненных устоях, но в семье Кабанихи для нее “все как будто из-под неволи”. Все в новом доме Катерину напрягает, она не любит Тихона и ненавидит Кабаниху. К тому же она влюбляется в другого человека, о чем начинают подозревать семейные. Воспитание долго не позволяло Катерине изменить мужу, но гнет окружающих был настолько силен, что она все же решается на такой поступок. И об этом не жалеет, сама называя дни, проведенные с возлюбленным Борисом самыми счастливыми днями в жизни. После этого Катерине не дает покоя уже то, что она все же изменила. Жить с виной она не может, а покаяться перед свекровью Кабанихой выше ее сил. Это значило бы демонстрацию полной покорности. Поэтому Катерина решается на самый крайний шаг и бросается в реку, сведя с жизнью счеты.

Исследователи творчества Островского справедливо считают, что герои пьесы имели реальных прототипов, живших в середине 19 века в Костроме - городе, с которыми в жизни Островского связано очень многое. Называется даже конкретная семья - мещан Клыковых, где невестка в итоге тоже покончила с собой в бурных водах Волги. И до сего дня утверждается, что все подробности этой истории можно прочесть в сохранившемся уголовном деле, заведенным костромской полиции по факту обнаружения трупа Клыковой в Волге. Живший в Костроме Островский прекрасно знал горожан, в том числе и семью Клыковых. А так как город был еще совсем небольшой, то все жители знали друг о друге буквально все. Вот и подглядел Островский историю “Грозы”.

Сегодня Костромской архив занимает просторные помещения в новом девятиэтажном доме в районе Черной Речки. Просьбе отыскать уголовное дело Клыковых архивисты не удивились - приезжие часто изучают все, что связано с творчеством Островского. Только вот уголовное дело на блюдечке сразу не вынесли, что свидетельствовало бы о спросе на него у посетителей. А ведь многие современные исследователи напрямую ссылаются на это дело. На следующий день архивисты “откопали” лишь опись судебных дел Костромской губернии за 19 век. Отыскать “дело Клыковых” в описи предстояло самостоятельно. Что и было сделано. Прочитав множество названий дел (“о битии ломом на дороге крестьянином одним другого”, “о скотоложстве крестьянина Иванова”, “ о буйстве лейтенанта Бродного” и других шедевров эпохи) удалось обнаружить и опись четырех папок с уголовным делом “О смерти костромской мещанской жены Александры Павловой Клыковой, найденной в реке Волге”. Архивисты обрадовались находке, так как самим им не пришлось искать дело в описи, но посмотрев на номер документа рутинно сообщили, что дело сгорело во время пожара 1982 года. Все четыре папки... Сохранились лишь бумаги, которые касаются мещан Клыковых, но не относятся напрямую к гибели Александры. И то - обгоревшие. Как нам рассказали в городском отделе культуры, пожар был страшнейший. Сгорели десятки тысяч важнейших документов. Сильно пострадали исторические бумаги, относящиеся к прошлым векам. Местные краеведы до сих пор могут безошибочно перечислять то, что погибло в нещадном пламени. Архивисты же подтвержденному факту гибели документов особо не огорчились, слишком часто им уже приходилось отвечать подобным образом искателям... Взамен предложили книгу 1892 года, написанную костромским краеведом Коробицыным, въедливо исследовавшим пьесу Островского. Господин Коробицын, сами понимаете, еще имел возможность посмотреть уголовное дело Клыковых. Но, по всей видимости, не посмотрел, так как в своем труде его вовсе не упоминает. Зато очень точно и красочно расписано семейство Клыковых. Описываемые события относятся к 1859 году. Саму фамилию героев - Кабановы Островский придумал от Клыковых - клыки кабана.

Дом этих мещан выходил окнами на Волгу. Не так давно он был снесен. На этом месте сейчас располагается комплекс зданий педагогического университета. В семью Клыковых Александра попала в шестнадцать лет, выйдя замуж за Алексея Клыкова. Как тогда выдавали замуж - сами понимаете. Родители договорились - и амба. А уж там пусть живут,”стерпится - слюбится”. Реальной “Кабанихой” была Ирина Егоровна Клыкова - очень властная женщина. Впрочем, описывать черты ее характера не будем, так как все совпадает с Кабанихой. Первый скандал она закатила родителям Александры сразу после свадьбы молодых. По ее разумению, те недодали Александре обещанного приданного. С тех пор отношения родителей разладились и сопровождались постоянными склоками. Не исключено, что это дело даже рассматривалось в суде. Алексей Клыков занимался торговлей и слыл кротким нравом. Александра его не любила, да и Алексей вряд ли любил ее. У такого брака получился и мертвый плод - Александра родила в апреле мертвого младенца. После этого Клыкова стала еще больше пилить невестку. Та и нашла утешение в любви на стороне. Разлучником семейной пары стал молодой человек Петр Марьин. “Добрые” соседи часто докладывали Клыковой, что у их дома ошивается некий мужчина, проявляющий интерес к Александре. Обстановке в доме еще больше помрачнела.

9 ноября того же года Алексей и Александра легли спать вместе. Утром Алексей проснулся один - жены рядом не было. Не было ее и в доме. Клыков не спешил поднимать тревогу. Но когда жена не пришла на заутреню, он не на шутку взволновался. Днем 10 ноября пожарный пристав Иван Федоров наблюдал за порядком перевоза через Волгу грузов и ему было доложено, что у берега в воде замечено мертвое тело в женском платье. Иван Федоров вызвал полицию и тело подняли наверх. Полицейские собрали местных жителей для опознания женщины с русыми волосами. Тело еще не начало разлагаться и все дружно узнали Александру Павловну Клыкову...

...А за неделю до страшной находки в Костроме на сцене одного из московских театров состоялась премьера пьеса Островского “Гроза”. Мы знаем, что в финале произведения Катерина кончает жизнь самоубийством. На премьере было немало костромичей, которые естественно узнали в героях семью Клыковых. Через день-два они могли быть в Костроме. Еще пары дней вполне хватило бы для того, чтобы слухи об удивительной пьесе разошлись по городу. Не этого ли послужило причиной гибели Александры Клыковой? Вполне возможно, что Островский подсказал Клыковой своей пьесой, как выйти из той ситуации, в которой она оказалась... К тому же то, что история семьи стала достоянием общества могло только подтолкнуть Александру к страшному решению. Впрочем, покончила настоящая Катерина жизнь самоубийством? Ведь уголовного дела-то нет и никто прямо не может ответить на этот вопрос. А ведь если было уголовное дело, то для его заведения должны были быть веские причины. Никто из историков и исследователей творчества Островского не объясняют эту метаморфозу.

Слава Богу, что в пожаре 1982 года не сгорели “Костромские губернские ведомости” за 1859 год. Подшивку единственной в то время в Костроме газеты огонь пожалел. Впрочем, листая пожелтевшие от времени листки мы особенно и надеялись прочитать о случившейся трагедии в семье Клыковых. И действительно, в ноябрьской подшивке - ни слова. Начало декабря листали скорее для проформы и вдруг... В номере за 12 декабря на глаза попадается сводка происшествий полицейской управы города за месяц ноябрь. Читаем: “За указанное время в реке Волге найдено 5 мертвых тел. Из низ 4 без признаков насильственной смерти, а об одном, оказавшемся на р.Волге близ Костромы - именно костромской мещанки Александры Клыковой 22 лет по подозрению в убийстве производится дополнительное судебно-медицинское расследование”...

Вот оно как! Оказывается, Александру Клыкову скорее убили. Не угадал все же с концовкой пьесы Островский. Кто убил? Можно, конечно, заподозрить , что свекровь наняла киллера. Но вряд ли. Скорее кончилось терпение мужа или некий Марьин решил таким образом наказать Александру за то, что она не позволяла себе уйти от мужа.

А уже весной следующего года “Гроза” появилась на театральных подмостках Костромы. Успех был потрясающий. И понятно почему. Муж Александры Алексей прожил еще более тридцати лет. На улицу он старался не выходить, потому что в спину ему всегда бросали, пусть и шепотом:”Тихон”...


                                                                                              на главную


Hosted by uCoz