РОССИЙСКАЯ ПРОВИНЦИЯ |
РАРИТЕТЫ ПОД НОГАМИ |
Хобби Александра Бежинара - коллекционирование. Причем всего, что ему интересно. Ну а наибольших успехов он добился в собирательстве того, что связано с пивом.
Квартира
Александра Владимировича - маленький музей.
Под "коллекционные" дела занята добрая
половина жилой площади. Но домашние терпят -
никуда не денешься. А кот со "звучным"
именем Паскудильо даже находит свою
прелесть в замысловатых искривлениях
ландшафта квартиры.
Изначально увлечение у Бежинара
было одно - он собирал марки. Добился
немалых успехов на этом поприще. Коллекция
пополнялась даже в те времена, когда ему
приходилось три года служить на Сахалине в
Вооруженных Силах. Уйдя на пенсию, Бежинар
устроился работать начальником пиво-винного
цеха Костромского пивоваренного завода.
Пенсия плюс зарплата - хватало не только на
жизнь, но и на филателию. Александр старался
постоянно быть в курсе всего, что
происходит в этой области
коллекционирования. Переписка со многими
коллегами переросла в регулярные ежегодные
выезды на филателистические слеты в другие
города. Вот там-то однажды Бежинара и
подтолкнули к новой идее:
- Как-то разговорились за жизнь, о
марках, о том, о сем, а потом меня и
спрашивают: "Ты где работаешь-то?" Ну я
и ответил. Мне и говорят: "Елки-палки, да
ты по богатству ходишь и не замечаешь..." -
"По какому богатству?" - "Да ты можешь
этикетки пивные собирать тысячами"!"
И объяснили Александру, как он
может вмиг собрать огромнейшую коллекцию
пивных этикеток. Вернувшись в Кострому,
решил проверить. Конечно, Бежинар мог
спокойно собрать все этикетки из-под пива,
которое когда-либо выпускалось на
костромском заводе. Но хитрость и золотое
дно были в другом. Происходящие события
имели место в конце 80-х, а тогда наиболее
распространенной схемой продажи пива была
следующая: завод поставляет в различные
регионы пиво, а взамен вместе с денежкой
получает с обратным рейсом транспорта
пустые бутылки. А это ведь маршруты со всей
необъятной страны!
Бежинар поспешил в цех, куда
поступает на завод пустая тара. В первые дни
он сдирал с бутылок по нескольку сот
этикеток за смену. С работы практически не
уходил. Конечно, этикетки непросто
отдирались с бутылок. Бежинар изобрел целую
систему отделения от стекла. Это делается в
воде с определенной температурой. Сушиться
этикетка отправляется в особую толстую
книгу. А оттуда появляется на свет
ровненькой и целехонькой. Волей-неволей на
Бежинара работала вся российская сеть
сборщиков бутылок. Только-только Александр
Владимирович перестал замечать в
поступлениях бутылок этикетки, которых еще
нет, как пошел новый поток. Было начало 90-х.
Появилось множество пивзаводов, а вместе с
ними сортов пива и, соответственно,
этикеток. Да и уже давно существующие
предприятия начали выпускать новые сорта и
менять дизайн устаревших этикеток.
Коллекционеров, занимающихся
пивными этикетками, в России немало, но,
согласитесь, мало кто мог бы похвастать
такими же "условиями работы", как
Александр Бежинар. Так, "пользуясь
служебным положением", за каких-то два-три
года Бежинар выбился в число лидеров
коллекционирования этикеток во всем бывшем
Советском Союзе. Собрав основную часть того,
что когда-либо выпускалось на шестой части
суши, Александр смог перейти на более
спокойную и вдумчивую стадию
коллекционирования. Пришло время
систематизировать собранное, изучить
историю этикетки. Чем Александр
Владимирович и занялся. Конечно, продолжал
он захаживать и в тот цех завода, где
ежедневно появлялись пустые бутылки.
Впрочем, необходимости лично следить за
грудой стекла у него уже не было. Привыкнув
к чудачеству Александра, женщины на
сортировке, заметив необычную или
неизвестную им этикетку, тут же убирали
бутылку в специально выделенный ящик -
придет Александр Владимирович и разберется...
Теперь Бежинар мог уезжать на любые слеты
любых коллекционеров, не беспокоясь за то,
что какая-нибудь этикеточка проскользнет
мимо пальцев.
Следующим шагом стало
установление контактов со всеми крупными
пивными заводами страны. Кто-то на просьбы
Бежинара о сотрудничестве не откликался, но
в основном предприятия относились к
коллекционеру радушно и регулярно высылали
на костромской адрес новые этикетки.
Наладился контакт и с зарубежными
коллекционерами из Польши, Чехии, Словакии,
Бельгии, Германии, Словении и других стран.
Александр Владимирович бережно
открывает громоздкую коробку - она до краев
забита альбомами. В каждом альбоме этикетки
из разных регионов страны. А всего этих
коробищ шесть! Точное число собранных
этикеток не может назвать даже сам Бежинар.
В одном уверен - их точно больше двадцати
тысяч. И, поверьте, все они очень разные. Их
содержание не ограничивается тем, что мы
видим ежедневно на прилавках магазинов.
Существуют шуточные, праздничные,
эротические и многие другие варианты.
Фантазия художников пивзаводов не только
не иссякает, но и активно поощряется
рыночным временем.
Помогает собирать коллекцию и
маленький внук. Как его мама ни ругает, а он
упрямо подбирает на улицах этикетки и
пробки "для деда".
Как человека увлеченного,
Бежинара не удовлетворила почти полностью
собранная коллекция этикеток, и он решил
развивать пивную тематику и дальше. Теперь
участь попасть в историю не избежала и все
остальное, что связано с пивом. Благо,
фантазии есть, где разыграться. Сначала со
складов завода исчезли все бутылки, имеющие
хоть какую-то ценность из-за своей
нестандартной конфигурации. Семья
встретила новую страсть Александра в штыки
и содержимое нового подразделения "бирофилии"
(именно так называется коллекционирование
по пивной тематике) перекочевало в гараж,
заполнив все свободные его пространства.
Пришлось потесниться и в квартире.
Коллекция бирдикелей тоже требовала место.
Для непосвященных - это подставочки из
картона под пивные кружки.
А вот пивными пробками и на заводе
особенно не разживешься. Но и здесь Бежинар
нашел выход.
- Да просто их собирать. Идешь и
всегда под ноги смотришь. У киосков и пивных
- там их вовсе полно валяется.
Так собралась богатейшая
коллекция и пробок. Им Александр
Владимирович нашел место со вкусом.
Пробочки присоединены к планшетам с
помощью маленьких магнитиков.
Проблем, как и у каждого человека,
у Александра много. Поэтому на любимое
увлечение остается поздний вечер, а то и
вовсе ночь. Зато это самое любимое время
коллекционера. Он удобно располагается на
видавшем виды диване и начинает перебирать
и сортировать свое богатство. Вот особые
альбомы - здесь собраны этикетки, которые
выпускаются перед запуском новой марки
пива. Это так называемые "пробные"
этикетки. Дизайнеры разрабатывают
несколько десятков образцов, а
утверждаются и увидят свет лишь единицы.
Эти "пробники" - настоящий раритет.
Ведь после первого выпуска они больше
никогда не печатаются и сохраняются на
заводах в считанных количествах.
Приобрести такой "пробник" для
коллекционера большая удача.
Как это у нас принято, окружающие
считают Бежинара неизлечимым чудаком. При
этом многие добровольно помогают, а
некоторые, насмотревшись на чужое
увлечение, начинают и сами собирать
этикетки. Так, один из знакомых привез из
командировки в Югославию кучу местных
этикеток, хотя достать подобное в чужой
стране, согласитесь, нелегко.
Больше всего над Бежинаром
подтрунивают, когда он возвращается из
очередной поездки к старым друзьям на
Сахалин. Приезжает он, как правило, с
огромными баулами этикеток, пробок и
бутылок. Вот друзья и подначивают:
- Люди с Сахалина икру
килограммами тащат, а ты барахло...
Ну что ж тут поделать. Такие они
люди - коллекционеры. Не увлеченным - не
понять...
А Бежинар на достигнутом не
останавливается. Получив в городе прозвище
"пивной барон", он начинает заниматься
новыми видами коллекционирования. Во-первых,
он уже несколько месяцев кропотливо
составляет перечень морских судов, которые
носят чье-то имя. По мнению Бежинара, таких
кораблей около 14 тысяч. Александр выписал
журнал "Морской флот", который
помогает ему установить названия всех этих
судов. Вся информация вносится в специально
купленную реестровую книгу. Затем Бежинар
узнает порта приписки этих судов и начинает
переписку с капитанами этих кораблей. А
коллекционирует Бежинар те самые конверты
с именными штемпелями кораблей, которые
приходят от их капитанов. Вот такая
необычная коллекция. Бежинар назвал ее "Имя
на борту".
Ну а последний "шик от Бежинара"
- это коллекционирование лотерейных
билетов. Александр Владимирович считает,
что этот бизнес в России еще не так развит и
у коллекционеров лотерейных билетов
большое будущее. У Бежинара уже почти две
тысячи билетов, но хозяин коллекции считает,
что это капля в море. Поэтому есть чем
заниматься дальше...