РОССИЙСКАЯ ПРОВИНЦИЯ
Страница журналиста Кирилла Соколова-Карташова
                                                            РАРИТЕТЫ ПОД НОГАМИ

  Хобби Александра Бежинара - коллекционирование. Причем всего, что ему интересно. Ну а наибольших успехов он добился в собирательстве того, что связано с пивом.         

   Квартира Александра Владимировича - маленький музей. Под "коллекционные" дела занята добрая половина жилой площади. Но домашние терпят - никуда не денешься. А кот со "звучным" именем Паскудильо даже находит свою прелесть в замысловатых искривлениях ландшафта квартиры.
   Изначально увлечение у Бежинара было одно - он собирал марки. Добился немалых успехов на этом поприще. Коллекция пополнялась даже в те времена, когда ему приходилось три года служить на Сахалине в Вооруженных Силах. Уйдя на пенсию, Бежинар устроился работать начальником пиво-винного цеха Костромского пивоваренного завода. Пенсия плюс зарплата - хватало не только на жизнь, но и на филателию. Александр старался постоянно быть в курсе всего, что происходит в этой области коллекционирования. Переписка со многими коллегами переросла в регулярные ежегодные выезды на филателистические слеты в другие города. Вот там-то однажды Бежинара и подтолкнули к новой идее:
   - Как-то разговорились за жизнь, о марках, о том, о сем, а потом меня и спрашивают: "Ты где работаешь-то?" Ну я и ответил. Мне и говорят: "Елки-палки, да ты по богатству ходишь и не замечаешь..." - "По какому богатству?" - "Да ты можешь этикетки пивные собирать тысячами"!"
   И объяснили Александру, как он может вмиг собрать огромнейшую коллекцию пивных этикеток. Вернувшись в Кострому, решил проверить. Конечно, Бежинар мог спокойно собрать все этикетки из-под пива, которое когда-либо выпускалось на костромском заводе. Но хитрость и золотое дно были в другом. Происходящие события имели место в конце 80-х, а тогда наиболее распространенной схемой продажи пива была следующая: завод поставляет в различные регионы пиво, а взамен вместе с денежкой получает с обратным рейсом транспорта пустые бутылки. А это ведь маршруты со всей необъятной страны!
   Бежинар поспешил в цех, куда поступает на завод пустая тара. В первые дни он сдирал с бутылок по нескольку сот этикеток за смену. С работы практически не уходил. Конечно, этикетки непросто отдирались с бутылок. Бежинар изобрел целую систему отделения от стекла. Это делается в воде с определенной температурой. Сушиться этикетка отправляется в особую толстую книгу. А оттуда появляется на свет ровненькой и целехонькой. Волей-неволей на Бежинара работала вся российская сеть сборщиков бутылок. Только-только Александр Владимирович перестал замечать в поступлениях бутылок этикетки, которых еще нет, как пошел новый поток. Было начало 90-х. Появилось множество пивзаводов, а вместе с ними сортов пива и, соответственно, этикеток. Да и уже давно существующие предприятия начали выпускать новые сорта и менять дизайн устаревших этикеток.
   Коллекционеров, занимающихся пивными этикетками, в России немало, но, согласитесь, мало кто мог бы похвастать такими же "условиями работы", как Александр Бежинар. Так, "пользуясь служебным положением", за каких-то два-три года Бежинар выбился в число лидеров коллекционирования этикеток во всем бывшем Советском Союзе. Собрав основную часть того, что когда-либо выпускалось на шестой части суши, Александр смог перейти на более спокойную и вдумчивую стадию коллекционирования. Пришло время систематизировать собранное, изучить историю этикетки. Чем Александр Владимирович и занялся. Конечно, продолжал он захаживать и в тот цех завода, где ежедневно появлялись пустые бутылки. Впрочем, необходимости лично следить за грудой стекла у него уже не было. Привыкнув к чудачеству Александра, женщины на сортировке, заметив необычную или неизвестную им этикетку, тут же убирали бутылку в специально выделенный ящик - придет Александр Владимирович и разберется... Теперь Бежинар мог уезжать на любые слеты любых коллекционеров, не беспокоясь за то, что какая-нибудь этикеточка проскользнет мимо пальцев.
   Следующим шагом стало установление контактов со всеми крупными пивными заводами страны. Кто-то на просьбы Бежинара о сотрудничестве не откликался, но в основном предприятия относились к коллекционеру радушно и регулярно высылали на костромской адрес новые этикетки. Наладился контакт и с зарубежными коллекционерами из Польши, Чехии, Словакии, Бельгии, Германии, Словении и других стран.
   Александр Владимирович бережно открывает громоздкую коробку - она до краев забита альбомами. В каждом альбоме этикетки из разных регионов страны. А всего этих коробищ шесть! Точное число собранных этикеток не может назвать даже сам Бежинар. В одном уверен - их точно больше двадцати тысяч. И, поверьте, все они очень разные. Их содержание не ограничивается тем, что мы видим ежедневно на прилавках магазинов. Существуют шуточные, праздничные, эротические и многие другие варианты. Фантазия художников пивзаводов не только не иссякает, но и активно поощряется рыночным временем.
   Помогает собирать коллекцию и маленький внук. Как его мама ни ругает, а он упрямо подбирает на улицах этикетки и пробки "для деда".
   Как человека увлеченного, Бежинара не удовлетворила почти полностью собранная коллекция этикеток, и он решил развивать пивную тематику и дальше. Теперь участь попасть в историю не избежала и все остальное, что связано с пивом. Благо, фантазии есть, где разыграться. Сначала со складов завода исчезли все бутылки, имеющие хоть какую-то ценность из-за своей нестандартной конфигурации. Семья встретила новую страсть Александра в штыки и содержимое нового подразделения "бирофилии" (именно так называется коллекционирование по пивной тематике) перекочевало в гараж, заполнив все свободные его пространства. Пришлось потесниться и в квартире. Коллекция бирдикелей тоже требовала место. Для непосвященных - это подставочки из картона под пивные кружки.
   А вот пивными пробками и на заводе особенно не разживешься. Но и здесь Бежинар нашел выход.
   - Да просто их собирать. Идешь и всегда под ноги смотришь. У киосков и пивных - там их вовсе полно валяется.
   Так собралась богатейшая коллекция и пробок. Им Александр Владимирович нашел место со вкусом. Пробочки присоединены к планшетам с помощью маленьких магнитиков.
   Проблем, как и у каждого человека, у Александра много. Поэтому на любимое увлечение остается поздний вечер, а то и вовсе ночь. Зато это самое любимое время коллекционера. Он удобно располагается на видавшем виды диване и начинает перебирать и сортировать свое богатство. Вот особые альбомы - здесь собраны этикетки, которые выпускаются перед запуском новой марки пива. Это так называемые "пробные" этикетки. Дизайнеры разрабатывают несколько десятков образцов, а утверждаются и увидят свет лишь единицы. Эти "пробники" - настоящий раритет. Ведь после первого выпуска они больше никогда не печатаются и сохраняются на заводах в считанных количествах. Приобрести такой "пробник" для коллекционера большая удача.
   Как это у нас принято, окружающие считают Бежинара неизлечимым чудаком. При этом многие добровольно помогают, а некоторые, насмотревшись на чужое увлечение, начинают и сами собирать этикетки. Так, один из знакомых привез из командировки в Югославию кучу местных этикеток, хотя достать подобное в чужой стране, согласитесь, нелегко.
   Больше всего над Бежинаром подтрунивают, когда он возвращается из очередной поездки к старым друзьям на Сахалин. Приезжает он, как правило, с огромными баулами этикеток, пробок и бутылок. Вот друзья и подначивают:
   - Люди с Сахалина икру килограммами тащат, а ты барахло...
   Ну что ж тут поделать. Такие они люди - коллекционеры. Не увлеченным - не понять...
   А Бежинар на достигнутом не останавливается. Получив в городе прозвище "пивной барон", он начинает заниматься новыми видами коллекционирования. Во-первых, он уже несколько месяцев кропотливо составляет перечень морских судов, которые носят чье-то имя. По мнению Бежинара, таких кораблей около 14 тысяч. Александр выписал журнал "Морской флот", который помогает ему установить названия всех этих судов. Вся информация вносится в специально купленную реестровую книгу. Затем Бежинар узнает порта приписки этих судов и начинает переписку с капитанами этих кораблей. А коллекционирует Бежинар те самые конверты с именными штемпелями кораблей, которые приходят от их капитанов. Вот такая необычная коллекция. Бежинар назвал ее "Имя на борту".
   Ну а последний "шик от Бежинара" - это коллекционирование лотерейных билетов. Александр Владимирович считает, что этот бизнес в России еще не так развит и у коллекционеров лотерейных билетов большое будущее. У Бежинара уже почти две тысячи билетов, но хозяин коллекции считает, что это капля в море. Поэтому есть чем заниматься дальше...


                                                                                              на главную


Hosted by uCoz