РОССИЙСКАЯ ПРОВИНЦИЯ
Страница журналиста Кирилла Соколова-Карташова
                                                           СТРАЖИ ПЕТЕРБУРГА

Кронштадтские форты давно утратили свои мощь и величие. Но они по-прежнему гордо стоят в Финском заливе, напоминая о своих военных подвигах.

За триста лет существование фортов ни один вражеский корабль не смог прорваться к Санкт-Петербургу. Именно для обороны основанного им города и решил построить форты Петр 1. В крепость был превращен остров Котлин (Кронштадт), а оборонительную линию дополняли тянувшиеся от северной оконечности острова к материку форты.

Деревянную модель первого форта изготовил лично Петр1 в Воронеже. Строительство форта было завершено 7 мая 1704 года. Первенец получил имя “Кроншлот”. Это было трехэтажное строение, сделанное из смеси глины, песка и измельченной соломы. Амбразуры были расположены так, что простреливалось все видимое пространство вокруг форта. Уже в ближайшее время “Кроншлоту” пришлось дважды отражать атаки шведских кораблей. К концу Северной войны “Кроншлот” был реконструирован. Теперь это была гавань для сорока судов, окруженная крепостными стенами. Тогда же был возведен и второй форт, получивший имя “Цитадель”. Впрочем, затем форт был переименован в “Императора Петра 1”. В течение 18 века двум фортам пришлось еще несколько раз пережить осаду шведских кораблей. За это время вокруг фортов появилось еще несколько небольших оборонительных сооружений, которые фортами пока не назывались.

В 19 веке появляются “Константин”, “Александр 1”, “Император Павел 1”. В середине 19 века всерьез рассматривался проект, по которому с материка на Кронштадт должны были провести железную дорогу. Форты были важным звеном проекта, но план так и не удалось осуществить.

Во время Крымской войны к фортам и Кронштадту подошла англо-французская эскадра. Однако неприятелю не удалось открыть новый фронт - корабли покрейсировали вдоль фортов и западные адмиралы поняли, что пройти к Петербургу просто невозможно. Вражеская эскадра удалилась, так и не решившись дать бой.

В 1859 году директором Инженерного департамента стал Эдуард Иванович Тотлебен. Талантливый инженер уделял фортам много времени. Практически все форты были реконструированы и улучшены. Но уже к концу 19 века становится ясно, что форты свое отслужили. Суровый климат Финского залива был беспощаден к сооружениям. Три форта и две батареи были выведены из состава оборонительных. Зато начали строить два новых, самых крупных и современных форта, получивших впоследствии названия “Толебен” и “Обручев”.

Утратившие военное значение форты использовались по другие нужды. Например, в самом конце 19 века в Петербурге свирепствовала чума и на форте “Александр 1” была устроена противочумная лаборатория. Так этот форт и получил свое второе название, прочно приклеившееся к нему - “чумной”.

Своему новому обновлению форты были обязаны Первой Мировой войне. Немцы всерьез угрожали Петербургу с моря, поэтому спешно были укреплены существующие форты и возведены новые - “Ино”, “Красная Горка”, “Серая Лошадь”. Кроме того, буквально все морское пространство перед фортами занимали минные заграждения. Так Петербург был спасен и от флота еще более могущественной вражеской державы. Такие же функции Кронштадт и его форты выполняли во время последней войны и снова успешно.

Сегодня к фортам добраться по-прежнему сложно. Хотя уже несколько лет, как Кронштадт открыт и туристы могут его посетить также, как и другие достопримечательности Петербурга. Закрытыми остались лишь несколько объектов на территории самого острова Котлин. На фортах пытаются зарабатывать деньги частные туристические фирмы. А так туристы могут их увидеть, когда экскурсионный автобус следует по искусственной отмели в Кронштадт.

Ранее форты принадлежали военному ведомству, но вот уже много лет они не принадлежат никому... Официально они закреплены за властями Кронштадта, но на деле форты не охраняются никак. Еще в 50-е годы по приказу Хрущева были переплавлены все чугунные детали фортов южной цепи были пущены в переплавку. В последние годы разграбление приняло фантастические объемы. Умудрялись отбивать даже наружную гранитную облицовку сооружений.

Несколько лет назад один из фортов получил официального хозяина. Таковым стала одна коммерческая организация , которая взяла форт в аренду и стала возить туда туристов. В основном это финны и шведы. Русских туристов здесь почему-то не бывает, а для заграничных новые хозяева даже установили на форте табличку - “Хельсинки - столько -о километров”. Живут финны прямо здесь же в гостинице, которая установлена на воде. На земле самого форта - нельзя, так как форты якобы охраняются государством и входят в реестр памятников архитектуры.

А вот показать туристам подземные ходы между фортами коммерсантам пока не удалось. Впрочем, это всего лишь легенда, ведь вырыть подземелье в грунте Финского залива довольно проблематично. “Черных” копателей, кстати, это не останавливало и несколько раз форты пострадали и от них. К счастью, это бедствие не приняло масштабы татарского нашествия.

Пользуется популярностью у туристов и “Чумной” форт. Здесь до противочумной лаборатории была небольшая тюрьма. А потом, когда здесь боролся с бациллами чумы Сеченов, форт не только избегали посещать, но и корабли не проплывали мимо форта, если ветер дул с него...

Единственного жителя фортов нам застать на месте, к сожалению, гне довелось. Человек по фамилии Шевченко живет здесь уже несколько лет на форте “Тотлебен” и работает его смотрителем. Впрочем, никакой официальной бумаги, подтверждающей его звание и право проживания на форте, у Шевченко нет. Человека, добровольно отдавшего свою жизнь, чтобы следить за фортом в некотором смысле спасло МЧС, создавшее здесь свой пост и поставившее Шевченко на него работать. Без МЧСовской бумаги Шевченко было тяжело. За фортом больше никто не ухаживал, но зато когда всевозможные инстанции вспоминали о Шевченко, то сразу приезжали на форт “гнать его поганой метлой”. А зачем? По-крайней мере, “робинзон” в одиночку пытается спасти форт от неминуемого разрушения. Стены “Тотлебена” уже давно безжалостно подмыты море, поползли и готовы в любой момент обрушится. А денег спасать “Тотлебен” нет. Причем не только для того, чтобы его восстановить, но и даже для проведения перед этим необходимых гидротехнических исследований.

Несколько фортов находятся в более-менее нормальном состоянии и их постоянно пытаются взять в аренду коммерсанты. Государство сопротивляется как может, не давая свое добро, но само не делающее ничего, чтобы спасти форты.

Финские туристы уверяют своих гидов, что форты Кронштадта - это удивительно красиво и интересно. Заметим, и в Швеции, и в Финляндии сохранилось несколько очень древних крепостей-фортов, но скандинавы едут к нам, ставя форты Кронштадта выше своих... У нас этому туризму не радуются... А ведь именно деньги финнов могли бы помочь привести форты в порядок. Да вспомним ту же Францию и ее легендарный форт “Байярд”. Свое “сокровище” французы как только не разрекламировали, везут туда туристов, снимают популярное телевизионное шоу, гребут деньги лопатой... А мы имеем под боком множество фортов, сослуживших хорошую службу Отечеству, имеющих интересную историю, и даже палец о палец не ударим, чтобы заработать на этом деньги. Даже деньги не хотим, значит восстанавливать точно не будем.

Хотя... Будем. Но для этого снова нужна война? Как это уже было перед Крымской, Первой Мировой, Великой Отечественной. Да и за свое возникновение на русской земле форты должны благодарить войну Северную...

Пока же семнадцать кронштадтских фортов, триста лет оборонявших русскую землю от врага, сами нуждаются в защите.


                                                                                              на главную


Hosted by uCoz