РОССИЙСКАЯ ПРОВИНЦИЯ
Страница журналиста Кирилла Соколова-Карташова
                                                             У ЗЛОГО СИРИН НЕ СВИСТИТ

                                                                     

    Виктор Маркин из села Троицкое Липецкой области возродил древнее искусство - он лепит знаменитую в былые века глиняную романовскую игрушку.
   Село Троицкое расположено совсем недалеко от областной столицы - Липецка. Двадцать минут на автобусе, и нас встречает у сельсовета сам мастер - Виктор Васильевич Маркин. Пока идем по огромному селу к нему домой, он рассказывает, почему его игрушка собственно "романовской" называется:
   - Видите, какое село у нас большое. А рядом есть еще села Поды и Елецкое. Так вот, эти три села раньше одним городом были. Название его - Романов. Отсюда "романовская" игрушка и пошла.
   В эти места русские колонисты пришли при Иване Грозном. Спешно строились новые крепости и города, призванные защитить от воинственных степняков. Десятки новых городов вошли в так называемую "засечную черту". В начале XVII века сюда приехал Иван Никитич Романов - дядя будущего царя. Основанный им город назвал он по своей фамилии. Действительно, чего уж тут скромничать! Народ построился, осел, стал ремеслом разным заниматься. А залежи глины в этих местах очень богатые. И белая тебе глина, и красная, и желтая (эта для посуды хороша). Крепостных привезли сюда из рязанской земли. Рязанцы всегда любили на досуге что-нибудь чудное из глины вылепить. И, надо сказать, достигли в этом искусстве многого. Особенно пришлые рязанцы обрадовались черной глине. Она считается самой прочной и для лепки игрушки просто идеальна.
А вот города, который дал название новой русской игрушке, скоро не стало. Виной всему, естественно, Петр Первый. Очень ему нужна была медь, которая вскоре и была обнаружена недалеко от Романова. Начинаются разработки месторождения, строятся заводы. Так возникает Липецк, а Романов постепенно хиреет. А при Екатерине Великой проходит государственное размежевание и совершенно потерявший былое значение Романов разваливается на три села, сохранивших в своих названиях наименования городских слобод.
   Виктор Маркин родился в Троицком. Отец его работал трактористом, а мать - на ламповом заводе. Виктор окончил Московский народный университет искусств, работал оформителем на тракторном заводе. Писал неплохие картины, но лепкой практически никогда не занимался. Тут отец и познакомил его с человеком, который рассказал ему о романовской игрушке, - Гункиным Иваном Федоровичем. У него Виктор и взял первые уроки. Заинтересовался. Старая "романовская" игрушка практически не сохранилась, приходилось ориентироваться на работы Гункина. Но хотелось увидеть и настоящие древние работы. Тогда-то Виктор и вспомнил, как находил еще подростком на огороде фрагменты древних игрушек. Решил в поисках оригинальных работ заняться? раскопками. Слава Богу, историю Романова знал хорошо, поэтому и где копать тоже знал. Самым богатым местом оказалось то, где в старину стояла гончарная мастерская. Видать, любили древние гончары и игрушку полепить. Так у Виктора появились образцы работ. Когда-то эти игрушки были известны по всей России. Существовало несколько ярмарок, куда приезжали показать и продать свои работы мастера со всей страны. Обязательная особенность романовской игрушки - присутствие отверстия для свистка, то есть эта игрушка еще и свистулька. Ничего замысловатого, на первый взгляд, сыграть на ней нельзя, но находились умельцы, которые могли и на обыкновенной свистульке насвистеть все, что угодно. Вот и у Виктора Васильевича получается очень даже хорошо. Кстати, не у каждого получится с первого раза что-то "выдуть" из игрушки. Так вот, существует поверье, что у доброго человека игрушка должна засвистеть обязательно. У кого не получается - значит, злой человек, что-то недоброе у него на душе.
   Несколько лет ушло на то, чтобы в совершенстве освоить мастерство лепки и перенять у древних мастеров особенности романовской игрушки. Без этого никуда. Малейший отступ от общих правил - и все. Это уже будет не "романовская" игрушка, а китч. А им и так рынок переполнен. Там и сям впаривают туристам хорошо сделанные подделки. Но специалиста не обманешь, он сразу увидит фальшь. Конечно, и "китчевые" мастера имеют право на жизнь и работу, но их лепку уже при всем желании нельзя назвать ни "романовской", ни тем более искусством.
   Виктор достиг определенного уровня в лепке, и после смерти Гункина вдруг оказалось, что других настоящих мастеров "романовской" игрушки и нет. Чудом возрожденный промысел снова оказался в "Красной книге". Хоть Виктор Васильевич еще и не стар, но понял, что нужны ученики. А чтобы вышел толк, учеников нужно много. Ведь достигнут совершенства или не перестанут заниматься "романовской" лишь единицы. У Маркина появился свой кружок в школе, где он работает учителем, а несколько позже была открыта и специальная школа. Это произошло в 1995 году. Преподавателями стали и сын Виктора Александр вместе со своей женой. За эти годы "через руки" Владимира прошло немало желающих освоить "романовскую" лепку, и на сегодняшний день Маркин считает своими настоящими учениками восемь человек, добившихся определенных успехов. Лучше почему-то получается у девушек. Наверное, они более усидчивы и терпеливы. Сегодня своими работами могут похвастаться Снежана Сахно, Оксана Лихоперская, Ольга Мулюкина, Анастасия Калгаева. Это уже сложившиеся мастера со своим художественным почерком.
В романовской игрушке существует 40 основных сюжетов. В принципе, мастер должен следовать традициям, заложенным древними. Но Виктор все-таки рискнул и сделал одну игрушку, которая не имела аналогов у древних романовцев. Это птица Сирин. Впрочем, в других традиционных российских центрах лепки она существует. Конечно, новая фигурка была вылеплена по всем правилам и канонам романовской игрушки.
   Самая простая и маленькая игрушка - летящий жаворонок. Рисунка здесь минимум. Практически она и похожа на крохотную свистульку. В таком качестве она и использовалась и была у каждого юного романовца. На раскопках Виктор находил волка, несущего в зубах ягненка - это довольно известный сюжет в русской игрушке. Много делали козлов - символов семейного счастья. Два неестественно больших рога как раз олицетворяют семью, синий цвет в игрушке - покровительство семейных уз богом. Вообще в романовской игрушке использовалось четыре основных цвета - желтый, красный, зеленый и черный. Активно использовался и алюминиевый оттенок - для передачи каких-то деталей.
   В любой игрушке нет мелочей. Каждая деталь или цвет обязательно что-то значат. Например, еще одна из основных романовских фигурок - женщина. Кокон у нее - это звезды, бусы - дождь, зеленый цвет в костюме - земля, красный - сила. В самом низу одеяния есть ободочек. То, что ниже его, - потусторонний мир. Строение фигурки очень напоминает описание изображений славянской языческой богини плодородия Макоши.
   Удоды и индюки - это уже традиционные обереги для маленьких детей. Их клали в колыбель или рядом с ней. Оставили о себе память в игрушке и липецкие казаки. Это композиция "выездка".
Очень скромный человек из небольшого липецкого села Виктор Маркин возродил древнюю романовскую игрушку. Оценила ли это родная страна? Честно говоря, ответить на этот вопрос сложно. А вот иностранцы его мастерством восхищаться не перестают. Виктора уже не раз приглашали с выставками за кордон. Пять его работ находятся в постоянной экспозиции итальянского музея Гуччи. Есть его игрушки и в Русском музее Санкт-Петербурга.
   Сейчас Владимир хочет поскорее доделать свой дом, который строит уже лет десять, и начать постройку во дворе мастерской. Это мечта мастера. А потом? Потом можно будет задуматься и об основании музея романовской игрушки. Должно получиться?

Фото Дмитрия ФЕКЛИСОВА


                                                                                              на главную


Hosted by uCoz