РОССИЙСКАЯ ПРОВИНЦИЯ |
У ЗЛОГО СИРИН НЕ СВИСТИТ |
Виктор
Маркин из села Троицкое Липецкой области
возродил древнее искусство - он лепит
знаменитую в былые века глиняную
романовскую игрушку.
Село Троицкое расположено совсем
недалеко от областной столицы - Липецка.
Двадцать минут на автобусе, и нас встречает
у сельсовета сам мастер - Виктор Васильевич
Маркин. Пока идем по огромному селу к нему
домой, он рассказывает, почему его игрушка
собственно "романовской" называется:
- Видите, какое село у нас большое.
А рядом есть еще села Поды и Елецкое. Так вот,
эти три села раньше одним городом были.
Название его - Романов. Отсюда "романовская"
игрушка и пошла.
В эти места русские колонисты
пришли при Иване Грозном. Спешно строились
новые крепости и города, призванные
защитить от воинственных степняков.
Десятки новых городов вошли в так
называемую "засечную черту". В начале
XVII века сюда приехал Иван Никитич Романов -
дядя будущего царя. Основанный им город
назвал он по своей фамилии. Действительно,
чего уж тут скромничать! Народ построился,
осел, стал ремеслом разным заниматься. А
залежи глины в этих местах очень богатые. И
белая тебе глина, и красная, и желтая (эта
для посуды хороша). Крепостных привезли
сюда из рязанской земли. Рязанцы всегда
любили на досуге что-нибудь чудное из глины
вылепить. И, надо сказать, достигли в этом
искусстве многого. Особенно пришлые
рязанцы обрадовались черной глине. Она
считается самой прочной и для лепки игрушки
просто идеальна.
А вот города, который дал название новой
русской игрушке, скоро не стало. Виной всему,
естественно, Петр Первый. Очень ему нужна
была медь, которая вскоре и была обнаружена
недалеко от Романова. Начинаются
разработки месторождения, строятся заводы.
Так возникает Липецк, а Романов постепенно
хиреет. А при Екатерине Великой проходит
государственное размежевание и совершенно
потерявший былое значение Романов
разваливается на три села, сохранивших в
своих названиях наименования городских
слобод.
Виктор Маркин родился в Троицком.
Отец его работал трактористом, а мать - на
ламповом заводе. Виктор окончил Московский
народный университет искусств, работал
оформителем на тракторном заводе. Писал
неплохие картины, но лепкой практически
никогда не занимался. Тут отец и познакомил
его с человеком, который рассказал ему о
романовской игрушке, - Гункиным Иваном
Федоровичем. У него Виктор и взял первые
уроки. Заинтересовался. Старая "романовская"
игрушка практически не сохранилась,
приходилось ориентироваться на работы
Гункина. Но хотелось увидеть и настоящие
древние работы. Тогда-то Виктор и вспомнил,
как находил еще подростком на огороде
фрагменты древних игрушек. Решил в поисках
оригинальных работ заняться? раскопками.
Слава Богу, историю Романова знал хорошо,
поэтому и где копать тоже знал. Самым
богатым местом оказалось то, где в старину
стояла гончарная мастерская. Видать, любили
древние гончары и игрушку полепить. Так у
Виктора появились образцы работ. Когда-то
эти игрушки были известны по всей России.
Существовало несколько ярмарок, куда
приезжали показать и продать свои работы
мастера со всей страны. Обязательная
особенность романовской игрушки -
присутствие отверстия для свистка, то есть
эта игрушка еще и свистулька. Ничего
замысловатого, на первый взгляд, сыграть на
ней нельзя, но находились умельцы, которые
могли и на обыкновенной свистульке
насвистеть все, что угодно. Вот и у Виктора
Васильевича получается очень даже хорошо.
Кстати, не у каждого получится с первого
раза что-то "выдуть" из игрушки. Так вот,
существует поверье, что у доброго человека
игрушка должна засвистеть обязательно. У
кого не получается - значит, злой человек,
что-то недоброе у него на душе.
Несколько лет ушло на то, чтобы в
совершенстве освоить мастерство лепки и
перенять у древних мастеров особенности
романовской игрушки. Без этого никуда.
Малейший отступ от общих правил - и все. Это
уже будет не "романовская" игрушка, а
китч. А им и так рынок переполнен. Там и сям
впаривают туристам хорошо сделанные
подделки. Но специалиста не обманешь, он
сразу увидит фальшь. Конечно, и "китчевые"
мастера имеют право на жизнь и работу, но их
лепку уже при всем желании нельзя назвать
ни "романовской", ни тем более
искусством.
Виктор достиг определенного
уровня в лепке, и после смерти Гункина вдруг
оказалось, что других настоящих мастеров
"романовской" игрушки и нет. Чудом
возрожденный промысел снова оказался в "Красной
книге". Хоть Виктор Васильевич еще и не
стар, но понял, что нужны ученики. А чтобы
вышел толк, учеников нужно много. Ведь
достигнут совершенства или не перестанут
заниматься "романовской" лишь единицы.
У Маркина появился свой кружок в школе, где
он работает учителем, а несколько позже
была открыта и специальная школа. Это
произошло в 1995 году. Преподавателями стали
и сын Виктора Александр вместе со своей
женой. За эти годы "через руки"
Владимира прошло немало желающих освоить
"романовскую" лепку, и на сегодняшний
день Маркин считает своими настоящими
учениками восемь человек, добившихся
определенных успехов. Лучше почему-то
получается у девушек. Наверное, они более
усидчивы и терпеливы. Сегодня своими
работами могут похвастаться Снежана Сахно,
Оксана Лихоперская, Ольга Мулюкина,
Анастасия Калгаева. Это уже сложившиеся
мастера со своим художественным почерком.
В романовской игрушке существует 40
основных сюжетов. В принципе, мастер должен
следовать традициям, заложенным древними.
Но Виктор все-таки рискнул и сделал одну
игрушку, которая не имела аналогов у
древних романовцев. Это птица Сирин.
Впрочем, в других традиционных российских
центрах лепки она существует. Конечно,
новая фигурка была вылеплена по всем
правилам и канонам романовской игрушки.
Самая простая и маленькая игрушка
- летящий жаворонок. Рисунка здесь минимум.
Практически она и похожа на крохотную
свистульку. В таком качестве она и
использовалась и была у каждого юного
романовца. На раскопках Виктор находил
волка, несущего в зубах ягненка - это
довольно известный сюжет в русской игрушке.
Много делали козлов - символов семейного
счастья. Два неестественно больших рога как
раз олицетворяют семью, синий цвет в
игрушке - покровительство семейных уз богом.
Вообще в романовской игрушке
использовалось четыре основных цвета -
желтый, красный, зеленый и черный. Активно
использовался и алюминиевый оттенок - для
передачи каких-то деталей.
В любой игрушке нет мелочей.
Каждая деталь или цвет обязательно что-то
значат. Например, еще одна из основных
романовских фигурок - женщина. Кокон у нее -
это звезды, бусы - дождь, зеленый цвет в
костюме - земля, красный - сила. В самом низу
одеяния есть ободочек. То, что ниже его, -
потусторонний мир. Строение фигурки очень
напоминает описание изображений
славянской языческой богини плодородия
Макоши.
Удоды и индюки - это уже
традиционные обереги для маленьких детей.
Их клали в колыбель или рядом с ней.
Оставили о себе память в игрушке и липецкие
казаки. Это композиция "выездка".
Очень скромный человек из небольшого
липецкого села Виктор Маркин возродил
древнюю романовскую игрушку. Оценила ли это
родная страна? Честно говоря, ответить на
этот вопрос сложно. А вот иностранцы его
мастерством восхищаться не перестают.
Виктора уже не раз приглашали с выставками
за кордон. Пять его работ находятся в
постоянной экспозиции итальянского музея
Гуччи. Есть его игрушки и в Русском музее
Санкт-Петербурга.
Сейчас Владимир хочет поскорее
доделать свой дом, который строит уже лет
десять, и начать постройку во дворе
мастерской. Это мечта мастера. А потом?
Потом можно будет задуматься и об основании
музея романовской игрушки. Должно
получиться?
Фото Дмитрия ФЕКЛИСОВА