РОССИЙСКАЯ ПРОВИНЦИЯ |
ЖАЛЕЙКА ДЛЯ ДУШИ |
Народный мастер и
музыкант Александр Антонов живет в Орле. А
на сделанных им музыкальных инструментах
играет вся Россия.
Жалейки и рубели, ложки и трензели,
звончалки и трещотки, коробочки и свирели.
Разве эти музыкальные инструменты еще "живы"?
Разве не остались в единичных экземплярах
по музеям? Нет. И в основном благодаря
немногим мастерам, которые продолжают их и
делать и самостоятельно применять на сцене.
Александр Антонов - один из таких людей. Уже
несколько лет он не только превращает
дерево в безделушки со звучащими
названиями, но и играет на них в составе
трио "Наигрыш" - музыкального
коллектива, известного уже не только на
родном орловском сталепрокатном заводе, но
во многих регионах России.
- "Наигрыш" был создан в 1981
году, - рассказывает Александр. - Репертуар
требовал русских народных инструментов, а
они в то время были большой редкостью. Решил
попробовать сделать их в домашних условиях.
"Домашние условия" Александр
создавал сам. Одна из комнат его квартиры
лишилась небольшой площади. Так была
отгорожена крошечная комнатка, где
уместились диван, стул, верстак и полки на
стенах, которые тут же были заполнены
различным инструментом.
- Первым самостоятельно сделанным
инструментом стала трещотка. Ее я сделал из
буковых линеек. Красивую вещь изготовить
нетрудно, но чтобы добиться хорошего
звучания нужно пройти длинный и трудный
путь. Многого приходилось добиваться
экспериментально, методом проб и ошибок.
Для того чтобы появилась одна совершенная
жалейка, порой приходится выкинуть целое
ведро неудавшихся.
На сталепрокатном заводе есть
свой современный Дворец культуры. Трио "Наигрыш"
было выделено специальное помещение, да и
сцена зрительного зала всегда была в
распоряжении музыкантов. ДК и стал
полигоном для проверки звучания
музыкальных инструментов Антонова. Не один
десяток инструментов именно здесь был
забракован, но и сотни получили тут "путевку
в жизнь". Дома особенно не поиграешь. Хоть
домашние не против, да и соседи хорошие, но
ведь целые дни напролет не станешь
настраивать инструменты дома: А на работе
Александр закрывался и часами отстраивал
звук сколько душе угодно.
В первые годы существования "Наигрыша"
самоделкам Антонова находилось применение
только в жизни этого коллектива. Затем
Александр стал постоянным поставщиком
инструментов для открывшегося в 1989 году
ансамбля "Родные напевы". Его ложки,
свирели и жалейки стали больше на виду, и
вскоре к Александру стали обращаться с
просьбами изготовить тот или иной
инструмент представители других
музыкальных коллективов города и области.
Затем появились посланцы и из других
регионов. Так антоновские изделия вскоре
появились у ансамбля "Золотое кольцо"
Надежды Кадышевой, у московской группы "Джаз-балалайка".
Насмотревшись на качественную работу
изделий из Орла, к Антонову стали приезжать
представители музыкальных учебных
заведений и теперь на его инструментах
обучаются игре в музыкальных училищах в
Белгороде, Брянске, Ханты-Мансийске и,
конечно, Орле.
Но в конце 80-х в работе Александра
наступил кризис и виной тому был вовсе не
Антонов. Интерес к народным инструментам на
долгие годы упал. Народ больше
интересовался "диролами", а не
жалейками. Около восьми лет Александр
продолжал делать инструменты, но попадали
они не на сцену, а "на полку". В конце
девяностых жизнь начала оживать. Все чаще
снова выходили на сцену народные ансамбли,
регулярно стали проводиться
специализированные выставки, на которых
Антонов мог показать свой товар лицом.
А совсем недавно Антонов поехал в
столицу на первую выставку-ярмарку
акустических музыкальных инструментов. Это
событие стало во многом переломным в жизни
Александра. Он не ожидал, что с ним может
произойти такая метаморфоза. Впрочем, об
этом лучше расскажет он сам:
- В тот день я из ремесленника
превратился в мастера. Отзывы
многочисленных посетителей ярмарки
помогли мне понять, что моя работа
востребована. Демонстрируя выставленные
мною на стенде инструменты, я начинал
говорить с девяти утра и заканчивал только
в шесть вечера, так как постоянно отвечал на
задаваемые вопросы. Приходилось почти
каждому собеседнику демонстрировать игру
на том или ином инструменте. Общался с
такими известными в мире искусства людьми,
как народный артист России, руководитель и
дирижер академического оркестра "Русские
узоры" Владимиром Зозулей, президентом
российского альянса мастеров музыкальных
инструментов Альфредом Гинзбургом и
многими другими. Сам факт этих встреч
оправдывает те двадцать лет, что я провел в
мастерской. Живое общение с
профессионалами дало многое. Я понял что,
для кого и как нужно делать. Самое важное,
что представленные мной инструменты высоко
оценили обыкновенные люди, а не чиновники в
кабинетах, не государственные комиссии.
Просьбы оставить телефон, адрес, деловые
предложения - все это дало ощущение того,
что мой труд не напрасен.
Александр еще поскромничал. Если
как музыканта его давно оценили (он имеет
почетное звание "Заслуженный работник
культуры Российской Федерации"), то
теперь человека с записью в трудовой книжке
"баянист Дворца культуры", оценили по-настоящему
и народные мастера. Причем так, что теперь
можно смело говорить, что Александр Антонов
- один из лучших мастеров народных
музыкальных инструментов в России. И
заказов у него действительно теперь хоть
отбавляй. Эхо этой выставки еще вернется
многочисленными приглашениями на
всевозможные мероприятия. Не исключено, что
уже в ближайшее время Александр будет
известен в России так хорошо, как он этого
давно заслуживает.
В Москве Антонов представлял
двенадцать различных народных
инструментов. Наибольшей популярностью у
публики пользовались духовые - свирели,
жалейки и ударные - бубны. Жюри выставки
оценило работу орловского мастера медалью
и грамотой.
Порадовал Антонова в столице и
факт приобщения к народной культуре
подрастающего поколения. Подошли
дошкольник с мамой и попросили продать
бубен. Антонов объясняет: "Я делаю
инструменты для музыкантов заслуженных, с
именем. Они же дороги, да и ребенок ваш
ничему не научится без посторонней помощи".
В ответ он услышал буквально следующее: "Мой
ребенок должен знать все и это тоже. А
учитель найдется. Придет и научит".
Но в основном изделия Антонова
покупали, конечно, профессионалы. Два
инструмента ушли в коллекции. Один закупили
для музея Глинки, другой - для коллекции
Сергея Владимирского, человека, попавшего
со своим музыкальным собранием в Книгу
рекордов Гиннесса.
За свое мастерство Антонов
получил звание "народный мастер России".
Так же поощряют лучших на русской земле
гончаров, вышивальщиц, резчиков по дереву.
Александр не скрывает, что сделать сегодня
качественный духовой и ударный музыкальный
инструмент несложно. В стародавние времена
что-то сделать подобное было и трудно и
легко одновременно: "Срезал пастушок
веточку, продырявил "жагалом",
подвязал соломинкой тростинку, попробовал
на язык". Увы, сегодня это уже "не тот
уровень". Время изменило ручной
инструмент, стало намного больше исходных
материалов. В нашу жизнь вошло
электричество, другие приметы времени.
Стоит только захотеть - и у вас получится
все то же, что получилось у Антонова.
Необходимы лишь желание и терпение. Но это в
любом случае уже не будут именно те
инструменты, на которых играли наши предки.
Это Антонова не смущает, но его огорчает,
что мало кто занимается подобным делом. А
ученика брать не хочет. Даже не то, чтобы не
хочет, а просто не лежит у него к обучению
душа:
- Я же не какой-нибудь мастер,
передающий секреты предков: Этому может
научиться каждый. А мне просто хочется
заниматься любимым делом - для души.
Фото Дмитрия ФЕКЛИСОВА