РОССИЙСКАЯ ПРОВИНЦИЯ
Страница журналиста Кирилла Соколова-Карташова
                                                               ПОРТ "НАДЕЖДА"

                                                                          

В селе Приволжье Самарской области работает первый в России частный сельский порт.
Пусть вас не смущает слово "сельский". Да, порт расположен в самом настоящем селе Приволжье, но порт тоже самый что ни на есть настоящий. Его основатель Алексей Яшкин - местный предприниматель. Алексей Дмитриевич в небольшом селе известен всем. Он один из самых удачливых местных бизнесменов. Если уж хотите, то для Приволжья он точно "новый русский". Но здесь за достатком стоят не финансовые операции с банковскими счетами, а самый обыденный труд. Яшкин работал в Приволжском ОБХСС, а выйдя на пенсию, решил выращивать подсолнечник, чем до сих пор и занимается. Только вот сбывать подсолнечник из отдаленного района было нелегко. Ни железных, ни крупных автомобильных дорог рядом нет. Зато есть Волга. У села она огромная -другого берега почти не видно. Да и свой берег зачастую недоступен - настолько он высок и крут. Тем не менее река есть, а значит, можно организовать отправку продукта своего труда по ней. А для этого нужен порт.
   Первоначальные расчеты показывали, что организация самого маленького "портика" влетит в такую копеечку, какой у Яшкина просто нет. Тут-то и пришло на помощь хорошее знание истории своего родного края. Приблизительно в километре от села тридцать лет назад у самого берега затонула плавучая тяжелая платформа. Приехали, посмотрели на нее - да это же готовый и фундамент, и причал! Замеры глубин показали, что сюда могут заходить, без риска коснуться дна, суда, которые могут брать на борт свыше пяти тысяч тонн груза. А это значит, что практически вся флотилия, которая курсирует по матушке Волге, вполне может расположиться в удобной гавани. Здесь и решили строить. Одно неудобство -берег очень высок. Без альпинистского снаряжения и не поднимешься, и не спустишься к реке. Пришлось подводить на берег длиннющую металлическую лестницу. В первый раз по ней подниматься и спускаться очень страшно - ступеньки маленькие, скользкие, руки сами судорожно хватаются за трясущийся поручень? А как раз на высоком берегу расположены ангары складов, принадлежавших различным организациям. Их Яшкин берет в аренду - вот вам и склады для будущих грузов. Это произошло три года назад. Тогда же забивали первые сваи под будущий порт.
   Конечно, пусть небольшой, но порт только для подсолнечника - это не рационально, слишком дорогое удовольствие. Здешние сельские хозяйства славятся пшеницей и зерном, а потому общий язык с руководителями колхозов Яшкин нашел быстро. Хотите через нас зерно продавать? Это ведь какой рынок открывается! И потянулись в порт КаМАЗы с зерном. Встал вопрос - как доставлять хлеб со складов на баржи? Нашлись свои умельцы, да и определенные технологии для этого существуют - и вскоре появился свой зернопровод. Склады уже готовы, так что вскоре пришла пора искать покупателей.
   Только своих денег Яшкину все равно не хватило. С ним в пай вступил хорошо знакомый бизнесмен из Самары. Вскоре компаньоны нашли первых заказчиков на зерно и подсолнечник. В назначенный день к порту подошло первое судно - грузовая баржа. Посмотреть на это историческое событие пришло полсела и жители всех окрестных хуторов. А посмотреть было на что. Представьте себе - вы на высоком волжском берегу. Люди внизу, как муравьи, еле видны. И тут к причалу подходит огромная баржа, подстраивается под зернопровод, и из него начинает лить золотой дождь пшеницы. За один час в баржу пересыпается 90 тонн зерна. По мере наполнения баржа сдвигается чуть вперед или назад, чтобы зерно насыпалось в трюм равномерно.

Но все равно без людей не обойтись. Равномерно распределить зерно могут только люди и только простыми лопатами. Для этих работ администрация порта нанимает желающих подработать. Платят не ахти сколько, но по местным понятиям деньги неплохие. А работа тяжелая. Мало того, что надо махать лопатой несколько часов кряду, но и, как шутят портовые рабочие, надо еще доплачивать только за один подъем или спуск по "суперлестнице". Хотя самые молодые и удалые "докеры" уже приспособились - съезжают вниз прямо по поручням, расставив ноги по сторонам. Старики лишь закрывают глаза, ожидая предсмертных криков. Удивительно, но еще никто не покалечился?
   Баржа загружена. Кажется, все, можно подниматься наверх. Но не тут-то было. Теперь капитан судна по своим хитрым приборам внимательно изучает крен баржи. Если судно накренилось в одну из сторон хотя бы на сантиметр, то следует неизбежная команда перебросать часть зерна на другую сторону. Один сантиметр крена приводит к необходимости перелопатить пять тонн зерна?

Осенью 1998 года из Приволжья ушли первые баржи, груженные зерном и подсолнечником. С тех пор каждый навигационный сезон приходят суда, увозя зерно чуть ли не на край света. Мы застали загрузку пятитысячнотонной баржи зерном. Этот хлеб будут есть итальянцы. Может быть, будут делать из него знаменитую пиццу? Конечно, эта баржа не сама пойдет в Италию. По Волго-Донскому каналу зерно будет доставлено в украинский город Мариуполь. Уже там оно будет перегружено на другую баржу, которая и отправится на родину Буратино. В Италию баржи с Приволжья уходят уже не в первый раз. Кроме того, клеймо сельского порта видели в Турции, Египте, Дании, многих регионах России странах бывшего СССР.
   И Яшкину прибыль, и сельскохозяйственные предприятия района довольны - сбыть зерно за кордон без посредников нелегко. Порту дали красивое женское имя "Надежда". Спросил у Алексея Дмитриевича, почему назвали именно так. Честно говоря, рассчитывал на стандартный ответ, мол, строили порт и работаем с надеждой на лучшее и т.д. и т.п. Однако Яшкин крякнул, думая, говорить или нет, и все же признался:
    -У нас в районе председателем исполкома еще в советское время была одна женщина. Ее звали Надеждой. Это была огромных размеров женщина. Район держала в ежовых руковицах. Пробивная была. Все приволжцы лучшего руководителя и не желали. Вот и у меня возник как-то ее образ, и решил назвать в честь Надежды порт. Если хотите, это символ успеха какой-то.
   Фотографироваться на фоне своего детища Яшкин отказался. Совсем недавно он решил передать свою половину портового бизнеса компаньону из Самары. Практически вся команда в порту сменилась. Остался лишь шкипер Александр Николаев, да и зерно подгребать приходят одни и те же рабочие.
   Сейчас работами здесь руководит новый управляющий - Георгий Нечаев. Человек он уже пожилой и, когда смотришь на то, как он отправляется в длинный путь по страшной лестнице, становится за него страшно. Но его такие неудобства в работе не смущают:
    - Первые дни совсем плохо было. Особенно подниматься тяжело. По шесть-семь раз отдыхал, но сейчас "стоянки" сокращаю. Некогда стоять - работать надо.
   Действительно, дел у управляющего невпроворот. Не знаю, как обстоят дела в те дни, когда на загрузке нет судов, но когда грузится баржа - к Георгию лучше не подходить. И так все замучили. Процесс загрузки баржи не останавливается ни днем, ни ночью. Во-первых, нужно согласовать все вопросы с капитаном судна. А тут вопросы и собственно по загрузке, и не менее важные и сложные по финансам. В подробности мы не вдавались, но именно на уровне капитан -управляющий решаются все основные финансовые и документационные вопросы. Во-вторых, нужно постоянно следить за тем, как рабочие разравнивают зерно - чтобы не ленились, делали все качественно, подсказывать. Люди устают, а работать надо. Потому частенько от Нечаева слышно: "Ну поймите, надо. Немножко ведь осталось. Давайте в последний раз поднажмем. Мы это учтем при оплате". Надо думать, что просто так сказать про дополнительную потерю портовых денег отнюдь не легко? В-третьих, нужно регулярно решать вопросы с подвозом зерна. Хоть складские помещения в порту и приличные по размерам, но баржа вместимостью в пять тысяч тонн поглощает все запасы быстро. Нужно не мешкая подвозить и подвозить зерно, чтобы не остановить процесс погрузки. А водители тоже люди. Им тоже хочется и есть, и спать надо. Вот и с ними надо договориться, найти общий язык. Ну и еще одна проблема - "бумажная". Документов на каждую такую баржу нужна тьма-тьмущая. А от бумажек у нас многое зависит. Вот сейчас баржу почти загрузили. Надо отправлять, так как на рейде стоит еще одна баржа - поменьше. А как отправлять, если бумаги с таможни надо еще раз переписать, а потом в эту таможню снова ехать и ждать, простите за банальность, когда она "даст добро"?
   Но вот все формальности соблюдены, и огромная баржа чинно, медленно и тихо отходит от пристани. Тут же радостно загудела стоявшая на рейде другая баржа - теперь пришла пора и ей пристать к берегу. А Нечаев уже несется искать шоферов - скоро еще одна баржа подойдет, а зерна на складе опять нет...

Фото Дмитрия ФЕКЛИСОВА


                                                                                              на главную


Hosted by uCoz