РОССИЙСКАЯ ПРОВИНЦИЯ
Страница журналиста Кирилла Соколова-Карташова
                                                   СТРАСТИ БОЛЬШОГО СОДОМА

Как только не называются деревни и села на земле Русской!.. Вот и на окраине Саратовской области есть село с прямо-таки библейским названием - Большой Содом.
ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЕЛ СОДОМ?

Сегодня это село расположено в Базарнокарабулакском районе. Большой Содом считается большим населенным пунктом и не так далеко отстал по населению от райцентра - поселка Базарный Карабулак. Дорога до села просто прекрасная. Пожалуй, в Европе не лучше. Только вот пользы от такого блага цивилизации немного. Хорошо, если у семьи есть своя машина, тогда добраться до райцентра можно. А если нет - извините, автобус заглядывает в село один раз в два дня! Так что живут содомчане в своем замкнутом небольшом мирке. Впрочем, живут неплохо.
   Исторические документы свидетельствуют, что сначала называлось это село в стародавние времена Покровским. И жизнь здесь протекала размеренная и тихая. Но однажды провинциальный покой был нарушен. Приехали в село два молодых барина. Что-то не заладилось у них в столицах и пришлось им вернуться в родные имения. А к жизни столичной они уже привыкли, а потому от скуки каждый день пили и устраивали скандалы. Глядя на "начальство", повадились пить и крестьяне, а потому хозяйство вскоре пришло в упадок. Местный поп не мог терпеть такого разгильдяйства и собрал всех селян на проповедь, на которой объявил, что село не имеет права носить название Покрова, а скорее для него подойдет имя Содом. С этим батюшка село навсегда и покинул.
   Так гласит легенда, которую содомчане рассказывают всем гостям села. Но некоторые шутники утверждают, что молодые баре вовсе не враждовали, а наоборот, любили друг друга несмотря на одинаковый пол. Библейский Содом, как известно, славился своими гомосексуалистами...
   Как бы там ни было, но в начале прошлого века село сменило свое очередное звучное название Михайловское-Богородское на Содом. Население сильно уменьшилось в годы гражданской войны и революции. Многие погибли на фронтах, а само село несколько раз переходило из рук в руки - то красные, то белые, то повстанческие отряды крестьян Антонова. Последним устроили и Содом, и Гоморру, потравив в лесах газами.
   С тех пор судьба Содома, как говорится, неразрывно связана с колхозно-совхозным движением...

СОДОМ СТАЛ БОЛЬШИМ

   А совсем недавно сельская администрация настояла на том, чтобы переименовать село, добавив звучное "Большой". Дело в том, что Содом является самым большим населенным пунктом в округе, объединяя вокруг себя небольшие деревеньки - Хмелевку, Ханеневку и Малый Содом. Вот и решили переименовать Содом в Большой, чтобы не путать с Малым. Собственно, до перестройки село так и называлось, но нерадивые чиновники в каком-то важном документе потеряли приставку "Большой" и Содом на десятилетие стал "обыкновенным".
   Сексуальных меньшинств здесь нет точно. Напротив, с каждым годом население неуклонно увеличивается самым что ни на есть естественным способом - на одного умершего приходится двое-трое новорожденных. Председатель местного хозяйства Петр Бутунин говорит об этом с гордостью:
   - Село у нас крепкое. Вот народ и стремится осесть здесь. А почему бы и нет? Всем содомчанам помогли с жильем. У всех молодых семей просторные новые дома. Квартплата у нас очень низкая. Питание в столовых бесплатное. Детей в школе прибавляется с каждым годом. Нужна бы новая школа, вот и фундамент под нее заложили, но пока средств достроить нет. Поэтому в школе и детский садик ютится.
   В школе действительно тесно. Зато есть где проводить уроки труда и физкультуры - село все-таки. Вот и при нас ребята старательно расставляли палатки - готовились к грядущим летним походам.
   Что здесь плохо - маленькая зарплата. Можно сказать, смехотворная. Но не будем забывать, что у людей есть свои огороды, да и колхоз помогает. Тот же хлеб в магазине - бесплатный. Три раза в год хозяйство вывозит своих работников в лес на шашлыки за свой счет... Красота!
   Шашлыки, конечно, без водки не обходятся. Но это праздники, а вот в обыкновенный будний день в местном продмаге не то что водки, даже пива не купить.
   - А зачем? - удивляются продавщицы. - Все равно ее никто покупать не будет - сейчас самый сезон, работа на полях кипит. Бывает, конечно, спиртное, но очень редко.
   Что удивительно, но дефицит винно-водочной продукции отнюдь не дал толчка развитию самогоноварения. Раньше самогон в селе гнала одна-единственная гражданка. Однако объемы ее производства были столь велики, что жаждущим алкоголя вполне хватало и одной точки. Только вот разгневила гражданка-самогонщица жен выпивох. Те собрались, вооружились подручными средствами, нагрянули нежданно к самогонщице и разрушили самогонный аппарат. С тех пор в Содоме самогон и не гонят.
   Так что народ не бездельничает и пьянству не придается - работает. Потому и остаются в селе местные, потому и тянутся сюда приезжие.

   БАБА ЗИНА
   Рождаемость в Содоме намного выше смертности и не исключено, что в этом большая заслуга бабушки Зины Борисовой. Народ за ее спиной шепчется - колдунья, мол, она. Может, оно и так, но тогда уж баба Зина фея добрая. И уж нечистая сила здесь точно руку не приложила - Борисова очень верующий человек. Она возглавляет местную общину верующих. Таких в Содоме немало. Только вот храма Божьего здесь нет. Руководство хозяйства понимает, что церковь селу нужна, ее строительство есть в планах, но пока об этом говорить рано - средств не хватает и на другие насущные проблемы. Приходится содомским верующим по праздникам отправляться в храм селения Алексеевка, а это ни много ни мало пятьдесят верст пути... Хорошо, что помогает колхоз, выделяя автобус. Священники же с приватными поездками в Содом пока не спешат. Может быть, их смущает название села?

Баба Зина не видит в названии села ничего плохого:
   - Какая разница, как село называется? Самое главное, что люди у нас хорошие, дружные, помогают друг другу.
   И баба Зина - одна из главных помощниц. Чуть кто в селе захворает - сразу спешат к ней. Мы застали бабу Зину немного приболевшей, но и несмотря на недуг, она сидела за любимой прялкой.
   - Баба Зина, говорят вы любую болезнь вылечить можете? Правда это?
   - Ох, сынки. При чем здесь я-то? Да, ко мне приходят люди, я заговоры да молитвы читаю. Люди и вылечиваются. Это Бог лечит.
   А глаза у бабы Зины при этом были хитрые-хитрые... Всю свою жизнь Борисова проработала телятницей и дояркой в селе Большая Гусиха. Пятнадцать лет назад баба Зина сменила место жительства и переехала в Содом. Причина была тому самая что ни на есть уважительная. Баба Зина в свои тогдашние шестьдесят лет вышла замуж... Ее мужу, содомчанину Валерию Ивановичу, пошел в тот год и вовсе восьмой десяток... Бравый был мужик, с Великой Отечественной героем вернулся. Но вот три года назад он умер и дом бабы Зины осиротел. Родственники, правда, навещают, но чего-то в жизни стало не хватать. С тех пор Борисова и болеть стала чаще. Впору не других, а себя лечить. Но себя почему-то не может...

ИНДЮК ФЕДОР И ПОЗДНИЕ СНЕГОПАДЫ

   Как и во всякой деревне, в Большом Содоме живности очень много. И в хозяйстве поголовье большое, и на дворах жители держат много скотины. Кроме того, в каждой семье обязательно есть стражи-псы и ловцы мышей - коты. У всех свои любимцы, но есть одно животное, про которое знает все село. Это здоровенный индюк Федор. Все село знает, что этого товарища лучше обходить стороной. Заклюет... А вернее, защиплет. К себе ближе чем на десять метров не подпускает - сразу следует атака и несколько синяков обеспечены. Федор уже не однажды прерывал футбольные матчи детворы. Ребята играют, а Федор подойдет к кромке площадки и смотрит. Не дай Бог мяч отлетит к нему - Федор начинает самозабвенно катать его по сельским улицам. И не отнимешь - не подпустит. Вот такой буйный нрав у Федора. Впрочем, наш фотокорреспондент о репутации Федора не знал, а потому гонораром за несколько снимков содомского красавца ему стал набор из синяков всевозможных оттенков.

То ли в шутку, то ли всерьез, но некоторые содомчане такое поведение Федора связывают с природным катаклизмом, который почти каждый год регулярно навещает Содом. В начале апреля вся природа Саратовской области уже вовсю радуется наступившей весне, а в Содоме начинается жуткий снегопад. Заносит единственную дорогу до райцентра и специальной технике приходится работать несколько дней, чтобы прорвать блокаду Содома. Вот, мол, индюк Федор и злится на весь окружающий мир. Все приличные индюки в окрестных селах уже давно ведут брачные игры, а Федору приходится сидеть взаперти в сарае...

К ЛОЗЕ ПРИУЧИЛА ВОЙНА

   Николай Иванович Лебедев - человек в Содоме известный. Звание народного мастера ему никто не присуждал, но именно народным он и считается. Никто в Содоме не знает искусства лозоплетения так, как Николай Иванович. Лебедев - человек неразговорчивый, на все вопросы о секретах своего мастерства молчал, как партизан, но зато без лишних просьб показывал свои работы и плел изделия из лозы у нас на глазах.
   - А научил меня отец, - говорит Николай Иванович, - война была, время тяжелое. Денег не хватало на еду, а не то что на одежду и обувь. А отец умел плести из лозы, вот он меня и научил лапти плести.
   Сейчас лапти - изделие больше сувенирное, чем предмет обуви. Но некоторые в Содоме ходят и в лаптях от Лебедева - удобно все-таки. Ну а основным спросом у селян пользуются корзины. Их Лебедев может сделать за очень короткое время для этого ремесла. Например, на самую большую по размерам корзину у него уходит всего шесть часов и 120 прутьев. Верный пес Звонок все эти шесть часов обязательно сидит рядом, но не мешает. Понимает, хозяин занят.
   Лебедев на пенсии, а потому может выделять на лозоплетение по нескольку часов каждый день. Но и другой работы, конечно, тоже хватает. Куда без нее на селе-то?.. Да и сын Георгий, работающий в колхозе, помогает. Он-то нас и уводит от Николая Ивановича, пообещав показать не менее умелого мастера. По дороге интересуется:
   - А вам отец не показывал, как он на балалайке здорово играет? Нет? Ну да, сейчас не станет, время горячее, работать надо. А вот после уборки посидим, бутылочку выпьем, отец разойдется да так сыграет...

МАСТЕРИЦА МЯГКОЙ ИГРУШКИ

   А другим мастером, а вернее, мастерицей, оказалась Ирина - дочка Георгия и внучка Николая Ивановича. Ирина - старшеклассница, из детского возраста, можно сказать, вышла. Но научившись делать еще совсем маленькой мягкие игрушки, занятия этого не бросила и сейчас, когда больше положено интересоваться не игрушками, а мальчиками. В качестве сырья используется все, что попадается на глаза. Таких материалов и тканей, как в промышленности, у Ирины, нет, но игрушки получаются гораздо красивее и качественнее. Ее мама только руки разводила:
   - Ну куда же ты, доченька, все отдала, ведь даже показать нечего.
   "Показать нечего" - это с десяток прекрасных игрушек. Еще с сотню мама предлагала Ирине сбегать принести от подружек и из школы. Но основную, лучшую часть работ Ирины мы увидеть точно не могли. Игрушки были на выставке в музее райцентра - Базарного Карабулака...

ЧЕРНАЯ ГОРКА

   Страсти Большого Содома не ограничиваются монстром-индюком и внесезонными снегопадами. Есть у села еще одно загадочное местечко - Черная горка. Как раз через нее проходит дорога на райцентр. Все село отсюда видно, как на ладони. Но спокойно постоять-полюбоваться сельским пейзажем здесь не удастся. Ветер тут страшенный. Оно и понятно - возвышенность. Но здесь ветер очень сильный всегда, даже когда по всей округе тишь да благодать. При этом песка наносит - жуть. Ну а если и в селе ветер сильный, то здесь и вовсе ураган. В такие часы содомцы стараются на Черную горку не заезжать - автомобиль полегче может и в кювет снести.

ГОМОРРЫ ЗДЕСЬ НЕТ

   Говорят, что местные власти называют в шутку Большой Содом "гоморроем", своеобразно вспоминая и другой библейский населенный пункт. Такому прозвищу есть причина - отдаленное расположение села, а вовсе не какие-то экономические или криминальные проблемы, связанные с селом. Также шутят, что раз есть в области Содом, то почему бы не быть и Гоморре. Но так уж исторически сложилось, что Гоморра оказалась обойденной и на карте Саратовщины так ни в каком виде и не появилась. Хватит нам, мол, и своего Содома. Но еще раз повторимся, что отвратительных грехов библейского Содома в очень милом саратовском селе просто нет. А название... Название, как говорит баба Зина, это не главное. Главное, что люди хорошие...


                                                                                              на главную


Hosted by uCoz