РОССИЙСКАЯ ПРОВИНЦИЯ
Страница журналиста Кирилла Соколова-Карташова
                                                  ЗЕЛЕНЫЙ СВЕТ ДЛЯ ДРАНДУЛЕТОВ

                                                                  

На иномарки жителям российских сел денег не хватает. Но они по этому поводу не горюют, а собирают транспортные средства сами...
На юго-западной окраине Ульяновской области, в тридцати километрах от районного центра Николаевка, есть село Татарский Сайман. Названию своему оно соответствует - здесь издавна компактно проживает татарское население. Быть бы этому селу неизвестным широкой общественности, но есть у него одна особенность - здесь, как нигде в России, обожают транспортные средства. А так как денег на машины мало у кого имеются, то делают автомобили своими руками и из всего, что в них попадается. Правда, являются здесь самодельные машины не роскошью, а как раз средством передвижения - и в поле на них, и в лес по дрова:
   Татарский Сайман встретил нас заунывным пением муллы, слышавшимся из красавицы-мечети. Ее построили недавно на пожертвования селян. А вот до революции было пять мечетей:
   Таксист заранее предупредил, что никто нас на свой двор показывать "топ-топы" не пустит: "У них пропуск - бутылка". Однако жители Татарского Саймана оказались гостеприимны и приветливы. А пресса их на самом деле разбаловала. Один из центральных телеканалов для проведения съемок залил всем владельцам машин по полному баку бензина.
   Встречал нас глава администрации села Усман Думбалов. Он сразу привел фантастические цифры. Сейчас в селе шесть сотен дворов и в 280 имеется самодельная машина на ходу. Еще в двадцати - тридцати - в стадии ремонта или производства. Прежде чем начать обход дворов селян, интересуемся у Усмана Хамзеевича: "А как начиналась такая автомобилизация села?"
   - В пятидесятые годы мой отец работал на целине в Казахстане и привез оттуда двухколесную самоходную машину для межрядной обработки почвы. Так она и стояла в сарае, но вскоре пригодилась. В начале шестидесятых было тяжелое время. Хрущев запрещал держать лошадей, а куда селянам без тягловой силы? Все возили на коровах. И неудобно это было, и на удоях сказывалось. Вот отец и решил сделать из привезенного аппарата что-то наподобие трактора-автомобиля. Приделал тележку, еще два колеса, поставил простейший мотор. Так и появилась в Саймане первая самодельная самоходная машина - "топ-топ".
   Топ-топами их здесь называют, словно имитируя поступательный ход машины, человека - топ, топ, топ:
Задумка Думбалова селянам понравилась, и в скором времени в других дворах стали появляться самодельные машины. Сначала их делали потихоньку, старались не афишировать - власти не очень-то приветствовали такую инициативу. Но в последние десять лет "топ-топом" не обзавелся только ленивый. Никаких документов селяне, как правило, на свои творения не оформляют. Милиция разрешает разъезжать на "топ-топах" по селу, в поле, в лесах - в окрестностях села. На большую дорогу - нельзя. Но некоторые умельцы собрали почти ничем не отличающиеся от настоящих авто "топ-топы" и получили официальные лицензии вместе с номерами.
   Вторым сделал в селе самоходку Кяшаф Тимаев. Он служил шофером еще на фронте. Водил "виллисы", "форды", "студебеккеры", "шевроле", "опели": Приспособил старую коробку передач от какого-то авто, нашел на помойке неизвестного происхождения задний мост, передний взял от американского тягача, раму сделал сам. Оставалось сходить в магазин и купить простейший одноцилиндровый мотор, что Кяшаф и сделал. Тут же приехала милиция и попробовала отобрать самоходку. Кяшаф вышел к гостям с медалями на пиджаке и отстоял свое творение: Почти сорок лет "топ-топ" верой и правдой служил своему хозяину. Но... нет, так и не сломался. Просто стар стал Кяшаф и продал свое изделие.
   Отец и сын Шамшутдиновы зазывают нас во двор сами - посмотреть на их машину. Сын Рамиль быстро заводит свой "топ-топ". Колеса - от сеялки, мотор - недорогой ульяновского производства, есть прицеп. С виду самоходка похожа на трактор без кабины. Рамиль лихо выезжает на сельскую улицу и без проблем пересекает глубокую лужу. "У меня лучший "топ-топ" в селе", - перекрикивает он шум двигателя.
- Он не зря хвалится, - подтверждает отец. - Зимой мы решили устроить гонки. Пригласили всех, кто собирал свои машины. Такое ралли "топ-топов". Рамиль первое место занял. Многие тогда в снегу забуксовали, а нашей самоходке снег нипочем. Четыреста рублей заработал.
   На то уникальное ралли собралось посмотреть все село. Всем очень понравилось, и наступающей зимой ралли хотят повторить. Устраиваются "гонки на выживание" и летом. Селяне выезжают на своих драндулетах целыми семьями на Белое озеро. Кто быстрее доберется - тот и победил.
   У Шайдуллы Ульбаева "топ-топ" стоит во дворе чистенький. Несмотря на непролазную сезонную грязь, он отмывает свою самоходку каждый день до блеска. Порой так за "настоящими" авто не следят. В этом году Шайдулла уже делал несколько ходок на "топ-топе" в лес за дровами (в селе до сих пор нет газа). Возил и сено для скотины. Впрочем, это основная работа для всех здешних "топ-топов".
   Есть в селе и свой умелец, который собирает машины профессионально. У Рамиля Амирова на вид обыкновенный грузовик. Есть техпаспорт, номера. Но на самом деле внутри от "родного" грузовика ничего нет. Все собрано своими руками из чего угодно. Даже магнитолу в кабину поставил. Понравилось ему такие машинки собирать - вот и продолжает:
   - На один "топ-топ" уходит несколько месяцев. Если посчитать стоимость всех деталей по ценам магазинов, то на машину получается от десяти до пятнадцати тысяч рублей. Но у меня выходит дешевле. Покупаю мало что. Разве вот мотор - обязательно. А остальное где угодно нахожу - что у селян по дешевке куплю, что на свалке найду. Раньше-то на свалках в нашей местности можно было много чего найти. Но в последние годы и сайманцы все на "топ-топы" разобрали, да и меньше народ выкидывать стал: А продаю готовую машину за 8-10 тысяч рублей:
   Однажды, прослышав про Татарский Сайман, приехал сюда директор Ульяновского автозавода. Как услышал про себестоимость отлично и долго живущего "топ-топа", ему стало плохо: "А у нас, да за такие бабки:" Дальнейшие его слова приводить не будем. Сайманцы и были бы рады открыть свой заводик по производству самоходных сельских автомобилей, но понимают, что не справятся с налогами и прочей бумажной волокитой. А потому варятся в собственном соку.
А еще жители Татарского Саймана очень сердятся на единственную в округе бензозаправку. "Топ-топам" бензина надо немало, бензин дорогой, а тут еще стали на заправке продавать некачественный. Не иначе "бензиновые короли" решили "навариться" на "топ-топах"? Мол, для этих драндулетов и ослиная моча подойдет? В любом случае бензин в Татарском Саймане в особой цене. Откуда его при нас только не наливали в бензобаки самоходок - и из бензопил, и из керосинок, и из чистеньких стеклянных баночек. Но сами сайманцы измеряют топливо в "хершиках". Помните, по телевидению была реклама напитка "Херши"? В Саймане один "хершик" - эта одна полуторалитровая бутылка бензина. И все же цены на бензин кусаются, и некоторые селяне уже перешли на дизельное топливо, а многие собираются это сделать.
   Сайманские "топ-топы" похожи в основном на грузовички и трактора, а вот у Умяра Шамшутдинова самая настоящая легковушка. Не зная, что это за автомобиль, можно принять его за гоночную машину или городскую иномарку. Вся такая компактная, приятная. За рулем посидеть - одно удовольствие. Впрочем, вы можете сами увидеть это творение на одной из фотографий. Надо сказать, что каждый житель села обязательно собирает неповторимый, отличающийся от других автомобиль. Совпадений быть не должно - это дело принципа. И хвастаются своими "топ-топами" здесь по-заправски, убеждая всех в исключительности своей сборки. Причем с прекрасной проходимостью. Именно на такой сын Умяра приезжал в загс за невестой. В Татарском Саймане эта традиция повелась давно - приезжать за невестой на "топ-топе". Самоходки украшают, как и подобает случаю, и - вперед, в загс. В селе даже стали поговаривать: мол, когда парень свой "топ-топ" соберет, тогда ему и жениться можно. Поэтому в день свадеб здесь "линкольны" и "кадиллаки" не в почете. Только "топ-топы"! И девушка ни в коем случае даже не посмотрит в сторону парня, у которого нет самодельной машины. Нету? Не собрал? Значит, какой-то не такой, руки не откуда нужно растут. Что же это за мужик такой? Вот и начинают парни после армии мастерить свой "топ-топ".
Татарский Сайман - не единственное такое село в округе. По одной, две, три машины есть и в соседних населенных пунктах. Но разве это сравнится с тремя сотнями саймановских самоходок! И на этом жители села останавливаться не собираются. Умяр Шамшутдинов, во дворе у которого развернута самая настоящая мастерская, сказал нам по секрету, что кустарным способом можно не только машину сделать, но и самолет. Чем он сейчас и занимается
.

Фото Дмитрия ФЕКЛИСОВА


                                                                                              на главную


Hosted by uCoz